17 сентября 2024 / Людмила Ковалёва. Фото: автора / Портал «Культура и искусство Южного Урала»
Вокал как образ жизни
Павел Чикановский – артист-вокалист (солист) оперной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки. В труппу театра Павел Чикановский поступил пятнадцать лет назад, за это время случилось несколько знаковых событий. Одним из таких ключевых моментов в судьбе артиста стало присвоение звание «Заслуженный артист Челябинской области».
- Вы живёте в Челябинской области с самого рождения. Видите какие-то положительные изменения в культурном пространстве региона?
- Да, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Я сам вырос в небольшом городе Челябинской области. И в то время у нас не было концертов симфонического оркестра, филармония к нам не приезжала, не говоря уж о театральных гастролях. Первый раз в жизни я услышал симфонический оркестр, когда стал взрослым и приехал в Челябинск. Теперь ситуация в корне изменилась. Наш театр ездит на гастроли по области, мы выступаем с концертами, если позволяет площадка, то привозим целый спектакль. Всё это делается благодаря поддержке министерства культуры.
Сцена из оперы Дж. Верди «Травиата»
- Какие впечатления от гастролей по области?
- Всегда радуюсь таким поездкам. Недавно мы побывали в Южноуральске. Шел я по этому городу и понимал, что он очень похож на мой родной город Коркино. Такой же небольшой рабочий город. И тем не менее, у людей есть возможность прийти послушать симфонический оркестр, оперное пение солистов театра. И это здорово! Культура шагнула в регион. Мне очень хочется, чтобы так продолжалось и дальше.
- Гастроли пользуются успехом у публики?
- Да, зрителей всегда много. И старшее поколение тянется к классическому искусству, и молодежь приходит. Я надеюсь, благодаря нашей работе кто-то из молодых зрителей сможет определить свой путь в жизни. Может быть, ребята посмотрят наш спектакль и в душе что-то отзовётся, захочется связать свою судьбу с искусством. Мой путь на сцену был довольно извилистым, поэтому хочется помочь молодым как можно раньше определить своё предназначение в жизни.
Сцена из оперы Дж. Верди «Травиата»
- Вы с детства мечтали стать солистом оперы?
- Честно говоря, в детстве я даже не знал, что такое опера. Я занимался в вокальной студии, но это было не академическое пение. Меня больше привлекала эстрадная, а потом и рок-музыка. В школьные годы мы организовали рок-группу, и она довольно долго просуществовала.
- Как же вы оказались на оперной сцене?
- В юности мне нравилось заниматься легкой атлетикой и музыкой. Когда встал вопрос о выборе профессии, я решил, что всю жизнь хотел бы заниматься музыкой. Мама услышала, что ведется набор на специальность «вокальное искусство» и посоветовала мне попробовать. И я поехал в Челябинск, прослушиваться в музыкальное училище. Меня оценивали Галина Георгиевна Гудкова и Мелита Александровна Садовская, которые впоследствии обе были моими педагогами. Комиссия единогласно решила, что материал годный. Так я оказался студентом-первокурсником музыкального училища.
Сцена из оперы Ж. Бизе «Кармен»
- Случались сложности во время учёбы?
- Первые несколько лет выдались особенно тяжелыми. Надо сказать, что в музыкальной школе я не учился, нотную грамоту и сольфеджио с гармонией не изучал. Поэтому первый год приходилось догонять по всем предметам. Мне повезло с соседями по общежитию, ребята сошлись все одаренные, музыкальные, много помогали, многое объясняли. И на втором курсе я уже шёл вровень со всеми остальными студентами.
- Когда же опера вошла в вашу жизнь?
- Примерно в это же время, на втором курсе училища. Я стал ходить на спектакли в театр, на концерты в филармонию, очень загорелся оперным искусством. Съездил в родной город, поговорил со своими ребятами из рок-группы и окончательно расстался с этим музыкальным направлением. С головой погрузился в мир оперного искусства. Когда я осознал количество написанных опер, я был в шоке. Такой объем музыки не переслушать за всю жизнь. Я собрал огромную коллекцию оперной музыки и лет пять ходил постоянно с плеером, всё слушал. Передо мной открылся огромный новый мир.
Сцена из оперы П. Чайковского «Иоланта»
- Чем опера так привлекательна?
- Только в опере уникальным образом сочетаются театральность, драматическое и вокальное искусство. Я даже не могу сказать, что важнее в опере – вокал или театр. Для меня вокал важен, но как средство передачи эмоции, состояния, настроения. Той эмоции, которую заложил в музыку композитор. Заметьте, в опере бесконечно эстетически наслаждаться только вокалом сложно. Необходимо по-актерски точно, выверенно, филигранно проживать судьбу своего персонажа. То есть вокал в опере больше выступает как средство для достижения цели – следованию основной сюжетной линии постановки.
- Зачем зритель приходит в оперу?
- Как я думаю, зритель приходит в зал ради того, чтобы прожить вместе с нами вот эту яркую жизнь, ощутить совершенно другие эмоции, почувствовать темперамент. Певец в наше непростое время выступает как посланец добра, посланец радости. Люди хотят получать положительные эмоции в театре. Так сказать, отвлечься от рутины будней и окунуться в красивую сказку. Даже, если эта сказка с печальным финалом.
Сцена из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»
- Вы преподаёте на кафедре в челябинском институте искусств. Студенты хорошо учатся?
- Студентов своих я держу в строгости. Кстати, у меня в группе всегда только парни, поэтому на занятиях максимально жёсткий подход и дисциплина. Без этого невозможно воспитать талант, невозможно в дальнейшем пробиться на профессиональную сцену. Сколько уже было примеров в истории театра. На природных данных можно какое-то время работать, но это очень краткий срок, не больше десяти лет. А потом – всё, профнепригодность. Поэтому работа оперного солиста – каждодневный труд, работа над вокальной механикой, техникой пения. Моя задача – научить студентов трудиться. Во время учебы в ВУЗе я попал в класс к Юрию Геннадьевичу Никитину, солисту нашего театра. Очень благодарен ему за науку! Он привил мне внимательное отношение к музыкальному материалу, помог восполнить пробелы в технике пения.
- Голос очень хрупкий инструмент. Как его сохранить?
- Да, работа вокалиста отличается от офисной работы. Тут не получится отстоять смену от звонка до звонка и пойти домой. Вокал – это не просто профессия, это образ жизни. Артист полностью зависит от состояния своего инструмента, от своего собственного состояния. Солист полностью ответственен за свой голос и должен подстраивать свою жизнь под нужды голоса. Есть привычки какие-то неправильные, есть соблазны в жизни. Тут надо четко расставить приоритеты.
Сцена из оперы Ж. Бизе «Кармен»
- Семья поддерживает вас? Соглашаются с напряжённым графиком работы?
- Мне повезло с супругой. На первых порах, конечно, сложности бывали. Но Маша меня понимает, это самое главное. Она сама имеет отношение к нашей сфере деятельности, поэтому мне не приходится ей доказывать, насколько важны репетиции или объяснять почему такой плотный график перед выходом премьеры. Благодарен супруге за мудрость. Сам при любой возможности провожу время с семьей, люблю поиграть, погулять с нашими дочками. Взаимопонимание и поддержка – основа любой семьи.
Сцена из оперы Ш. Гуно «Фауст»
- Как готовитесь к спектаклям? Некоторые оперы идут раза два за сезон, трудно вспоминать?
- Перед каждым спектаклем я стараюсь проработать, улучшить некоторые моменты. Смотрю видеозапись, выделяю что требуется исправить. Если опера на иностранном языке, освежаю в памяти текст, работаю над произношением. Итальянский самый оперный из языков, поэтому с ним проще, его все уже хорошо знают. Но в нашем театре есть оперы и на французском, и на немецком языках. Языки менее певучие, к ним требуется особый подход.
- Сколько примерно партий вы спели, считали?
- Честно говоря, не считал. Но в общей сложности около пятидесяти партий, думаю, есть. Если всё вместе подсчитать и мюзиклы, и оперы, и оперетты. Если брать только серьёзные, объемные партии, то порядка двадцати пяти, скорее всего.
Сцена из мюзикла М. Дунаевского «Алые паруса»
- Разные театральные жанры требуют артиста подстраиваться?
- Кому-то нравится только опера, кому-то мюзикл, а я люблю работать в каждом из этих жанров. Опера требует вдумчивого подхода, часто партия насколько сложна вокально, что дело до особой драматической актерской игры не доходит. Оперетта – это всегда весело, искромётно, с юмором, но с вокальной точки зрения от оперы не отличается практически. Мюзикл более приближен к постановке драматического театра. Только более музыкальный спектакль в итоге получается. В мюзиклах мы можем использовать микрофоны, поэтому можно меньше думать о вокальной составляющей, добавить больше актёрской работы в свою роль. В нашем театре идут все виды музыкальных постановок, кайфую от такого разнообразия.
Постоянная ссылка на материал:
https://www.cultureural.ru/articles/757