6 мая 2019 / Ксения Шумина / Челябинский обзор
Блеск и нищета Латинского квартала
В Челябинском оперном театре показали обновленную «Богему»
Опера Джакомо Пуччини «Богема» входит в число самых исполняемых во всем мире. В Челябинске любимую публикой постановку решили осовременить, в чем нашему оперному театру очень помог Большой — декорациями, костюмами и реквизитом. Обновленный спектакль получился красивым и масштабным.
«Богема» — незатейливый и довольно грустный сюжет из жизни творческой небогатой публики Латинского квартала Парижа, где бедность и талант, отчаяние и любовь идут рука об руку. При жизни автора — Джакомо Пуччини — опера получала смешанные отзывы. Сразу после премьеры в 1896 году маститые критики называли ее пустой, инфантильной, бессмысленной и слишком примитивной для такого гениального композитора. Однако «Богема» — тот случай, который выдержал проверку временем. История любви поэта Рудольфа и цветочницы Мими, разворачивающаяся в Париже XIX века на фоне шумной городской жизни, стала одной из самых востребованных для постановок на оперных сценах мира.
Челябинск — не исключение. В этом году «Богему» решили осовременить: постановщик Вячеслав Стародубцев заново выстроил все детали массовых сцен, работал с артистами над тщательной, глубокой прорисовкой образов. Конечно, изящные декорации, костюмы и уместные и стильные видеовставки тоже сделали свое дело, но все же главное в истории любви — это герои.
В «Богеме» — отлично сыгранный актерский ансамбль. Замечательны сцены, где богемные персонажи — поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен — топят печку рукописями, спасаясь от адского холода в мансарде с ледяными окнами, и собирают на стол скудный ужин — хлеб и вино. Всякий, кто помнит студенческие пирушки, наверняка вздохнет с ностальгией. Неважно, какой год на дворе и какой город за окном: богема и бедные студенты везде живут примерно одинаково.
Две любовные линии — Рудольфа и Мими и Марселя и Мюзетты — также сыграны превосходно. Главным образом потому, что, видимо, намеренно выведены на сильном контрасте. Тенор Алексей Пьянков играет Рудольфа нежным и мятущимся, чутким и любящим. Он весь — мягкость и уязвимость. В то время как баритон Дмитрий Никитин в роли Марселя — весь воплощение темперамента: сухой, резкий, нервный и слегка инфернальный. Сопрано Наталия Быстрик в роли Мими играет ровно то, что есть в либретто — скрытность и в то же время доверчивость, жажду любви и страх ее потерять. А красотка Мюзетта в исполнении жгучей Эльвиры Авзаловой становится самым многогранным персонажем — и в этом немалая заслуга самой актрисы, сумевшей превратить избалованную дамочку полусвета в почти трагическую фигуру.
Массовая сцена в парижском кафе на фоне декораций Большого театра — настоящее пиршество для глаз и ушей. Вечеринка веселой богемы, где сталкиваются люди разных сословий, где встречаются бывшие возлюбленные и зарождаются новые чувства, где торговец Парпиньоль одаривает ребятню (прекрасный детский хор) лошадками и куклами, где льется вино и поются песни — зритель переносится в Париж конца XIX века (в оригинале события происходят в тридцатых годах позапрошлого столетия, но «Богему» слегка осовременили и в этом отношении) и становится свидетелем кипучей столичной жизни. Отрисованные кварталы узких улочек Парижа уходят в перспективу, словно открывая со сцены портал в прекрасное красочное прошлое.
В перерыве между действиями — их четыре — зрителю показывают черно-белое «кино»: хронику кадров Парижа на рубеже XIX–XX веков. Пролетки, кареты, дамы в пышных платьях, мужчины в котелках, толпы людей на Всемирной выставке 1900 года — это уютное ретро не просто помогает выиграть время для перестановки декораций, но и окутывает зрителя нужной атмосферой. Последнее неспешное поколение — перед крупным технологическим прорывом. Поколение, для которого движущийся электрический тротуар был скоростным видом транспорта, а смерть от чахотки — обычным, не таким уж редким финалом.
Хорошая мелодрама всегда будет хорошо продаваться, а уж в сочетании с музыкальным обрамлением великого Джакомо Пуччини — и подавно. «Богема», начиная путь в статусе разруганной всеми пустышки, стала одной из самых популярных опер в мире. Это хороший спектакль для тех, кто хочет прикоснуться к чужой, искрящейся творчеством и страстью жизни, увидеть ее взлет и закат. Начинаясь на мажорной, разухабистой ноте, опера заканчивается лирикой и слезами. Но все же это не мрачная, не трагическая история. Художники, поэты, философы легки, как мотыльки. Богема — что с нее взять? Зато красиво, зато всегда есть друзья, хлеб и вино. А любовь бывает и без гроша в кармане. Жаль, что недолго.
Постоянная ссылка на материал:
https://obzor74.ru/v-chelyabinskom-opernom-teatre-pokazali-obnovlennuyu-bogemu