Версия для слабовидящих

Оперный отчитался за сезон

30 июня 2010 / Виктория ОЛИФЕРЧУК, фото Андрея ГОЛУБЕВА / Вечерний Челябинск

Двойной подарок преподнёс оперный театр своим поклонникам в завершение 54-го сезона. За один вечер почитатели Терпсихоры познакомились сразу с двумя новыми работами балетной труппы — «Чехов. Отражения», «Рахманинов. Второй фортепианный концерт». В обоих случаях можно говорить об эксклюзивности постановок. Ещё ...

Двойной подарок преподнёс оперный театр своим поклонникам в завершение 54-го сезона. За один вечер почитатели Терпсихоры познакомились сразу с двумя новыми работами балетной труппы — «Чехов. Отражения», «Рахманинов. Второй фортепианный концерт». В обоих случаях можно говорить об эксклюзивности постановок. Ещё один сюрприз поджидал зрителей в холле, где состоялась презентация первого номера газеты «Созвучие». Двойная премьера совпала с юбилеем руководителя балетной труппы Константина Уральского. Поздравительная часть с грамотами и цветами переросла в своеобразный третий акт вечера. Масштабное мероприятие стало заключительным «аккордом» нынешнего сезона, а в театре уже строят планы на будущее.

Два в одном: Чехов и Рахманинов

Чеховскую премьеру ждали с особым интересом. Единственный балет на чеховскую тему «Анюта», имеющийся в репертуаре театра, был поставлен больше 20 лет назад. На самом деле обращение к этому автору не самая большая редкость в мире танца, достаточно вспомнить балеты Щедрина «Чайка» и «Дама с собачкой». Однако большинству челябинцев работы столичных трупп неизвестны. Сыграл свою роль и юбилей автора, и, наконец, сам факт авторского спектакля, который ранее нигде не ставился. Вторую постановку на музыку Рахманинова тоже можно назвать российской премьерой. И хотя для постановщика Константина Уральского это уже третье обращение к музыке рахманиновского концерта, в России с этой работой незнакомы.

«Чистое» искусство

Балет на музыку второго рахманиновского концерта представляет собой образец неоклассики. Не так уж часто подобные постановки можно увидеть на российской сцене, тем более в провинции. А вот за границей неоклассика достаточно популярное явление, по иронии судьбы получившее распространение благодаря представителям русской хореографической школы. Среди первопроходцев — Лифарь и Баланчин, создавшие целые школы во Франции и Америке. Неудивительно, что первый вариант балета Уральский поставил именно в США, куда отправился ещё в юности, чтобы изучать современный танец. Вторая попытка была предпринята на Украине в Донецком театре. Челябинск стал первым российским городом, увидевшим знаменитое рахманиновское сочинение в балетном изложении.

— Я не вносил изменений в хореографический текст, но ощущение динамики другое, —**считает Уральский**. — В Америке мы играли спектакль под фонограмму, здесь оркестр с солистом. Конечно, это гораздо сложнее.

Отличительные черты неоклассики — бессюжетность и метафоричность. Первостепенную роль играет взаимодействие музыки и танца. Отсутствие сюжетной линии компенсируется танцевальной выразительностью, идеальным исполнением. Словом, искусство ради искусства. Постановка неоклассического балета на челябинской сцене стала смелым и рискованным экспериментом. Российской публике не понятно подобное изложение музыкального материала. К тому же заявленные принципы неоклассицизма оказались лишь обозначены пунктиром. Музыка и хореография существовали независимо друг от друга. Романтика и мощь Рахманинова не нашли отклика в отвлечённо эстетских экзерсисах танцовщиков. К тому же труппа театра оказалась не готова к подобной постановке. Не хватало точности, лёгкости, полёта — словом всего того, что должно было превратить действо в идеальное эстетическое зрелище.

Между строк

Премьера чеховского балета приурочена к юбилею драматурга, хотя, по словам постановщика, идея возникла ещё лет пять назад.

— Традиционный взгляд на чеховские произведения сложился во многом благодаря постановкам Станиславского, — рассказывает автор проекта Константин Уральский. — Сейчас его творчество переосмысливают и пытаются ставить по-иному. Чехов — автор непростой, он пишет между строк, а не просто излагает фабулу.

Именно это качество и позволяет трактовать чеховские произведения по-разному, открывать в них что-то новое. В отличие от других балетных постановок в авторском проекте Уральский объединил сразу три чеховских опуса — «Дама с собачкой», «Три сестры» и «Чайка».

— Мне не столь важна сюжетная линия, сколько психологические переживания героев, — поясняет хореограф. — Поэтому спектакль построен на минимизации декораций и театральной условности. Главное — создать именно «чеховскую» атмосферу, и я считаю, что нам это удалось.

Ощущение чеховского времени создано всего несколькими штрихами — самовар и чашки для чаепития, венские стулья. Замечательные костюмы Елены Сластниковой позволяют актрисам выглядеть как чеховские персонажи и в то же время не сковывают движения.

Музыкальную основу спектакля составили произведения Чайковского — «Воспоминание о Флоренции» и «Серенада для струнного оркестра». Дуэт Чехов-Чайковский оказался вполне приемлемым. Отсутствие сюжета, метафоры и здесь имели место, объединяющим действо в единое целое стали образы чеховских героинь. Интересен пролог, где представлены все пять женских образов. Затем действие переносится совсем в иную плоскость, из внешнего мира — в мир внутренний, психологический, что подчёркивает общность характеров и судеб этих женщин. А вот финал оказался невнятным, возможно, не хватило времени и фантазии.

Третье действие

В этот же вечер друзья и поклонники поздравляли руководителя балетной труппы с юбилеем. На праздник съехались гости из разных городов России: Москвы, Екатеринбурга, Самары.

— Несколько ранее приезжали коллеги из Нью-Йорка, — поделился Константин Уральский. — Жаль, что не смогли остаться на премьеру. Подводить итоги не хочу, это можно делать в конце каждого дня или недели, было бы желание. Желания нет. И вообще я не слишком рвался отмечать. Просто в театре сказали, что знаковая дата, надо отпраздновать.

Челябинский зритель познакомился с хореографом в 2006 году, когда Уральский приехал на Южный Урал на постановку балета «Ромео и Джульетта». В 2008 году Константин Семёнович возглавил балетный коллектив. Постановщик позиционирует себя как представителя современного направления в хореографии. В своё время он посвятил изучению современного танца достаточно много времени: работал в Германии и Америке, руководил балетной труппой в Айове, Нью-Йорке, там же открыл собственную балетную школу.

В нынешнем сезоне это уже третья работа Уральского: осенью с его помощью труппа восстановила старинный балет Чезаре Пуни «Наяда и рыбак». Теперь юбиляр готовится к новому масштабному проекту. Федеральная программа «Современный балет России» направлена на поддержку молодых талантливых танцовщиков. Наиболее одарённые объединятся в едином действе. А старт проекту будет дан именно в Челябинске в конце октября.

В преддверии юбилея

54-й сезон для театра оказался непростым. Сменилось руководство, сокращён административный штат. И всё это на фоне непрекращающегося кризиса. Тем не менее коллектив смотрит в будущее с оптимизмом.

— Несмотря на все сложности, нам удалось удержать творческую и финансовую планки, — считает директор театра Юрий Леончик. — Мы не остались без премьер, особенно хочу отметить постановку оперы Вагнера «Лоэнгрин», которая оказалась весьма удачной. Мы получили одобрение критиков и теперь готовим документы на премию «Золотая маска». Фестиваль Предеиной в этом году прошёл на достойном уровне, у театра появился интернет-ресурс, мы наладили обратную связь со зрителями.

Ещё одним итогом сезона стало появление печатного издания. Газета «Созвучие» впервые вышла в свет 25 июня. Название придумали сами зрители, участвовавшие в обсуждении вопроса на сайте театра. Первый номер вышел тиражом 999 экземпляров, периодичность — раз в месяц.

— Мы бы хотели, чтобы к нам присоединились коллеги из других театров, — надеется Юрий Анатольевич. — С удовольствием будем размещать их информацию. В перспективе хотелось бы видеть общетеатральное издание.

Будущий сезон для театра будет юбилейным. Уже сейчас в руководстве обсуждаются идеи на этот счёт. Откроет сезон спектакль «Руслан и Людмила», который не так давно ещё значился в репертуаре театра. Кроме того, в течение года планируются к постановке ещё две оперы — «Иван Сусанин» и «Орфей и Эвридика».

— Наконец у нас в театре имени Глинки появятся оперы Глинки, —**поделился планами директор**. — Ведутся работы по восстановлению «Руслана и Людмилы», реставрируются декорации, костюмы, что-то будет изготавливаться дополнительно. Ну и вторая опера Глинки — «Иван Сусанин» — тоже планируется как масштабный полноценный спектакль.

В новом сезоне челябинцев вновь пригласит на свой фестиваль ведущая балерина Татьяна Предеина, в планах возобновить конкурс оперных певцов в честь Ирины Архиповой.

— Мы хотим послать предложение в министерство России, чтобы этот конкурс стал челябинским, — продолжает Леончик.

Ещё один федеральный проект намечен на осень. Гала-концерт соберёт самых перспективных молодых танцовщиков. Руководить проектом «Современный балет России» будет Константин Уральский.


Постоянная ссылка на материал:
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=30616

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!