Версия для слабовидящих

Главные партии. Итальянские страсти на челябинской сцене

23 декабря 2023 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама

Два дебюта одновременно состоялись в декабре на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

В опере Руджеро Леонковалло «Паяцы» в главных партиях Недды и Канио впервые вышли солисты театра Елена Каменских (сопрано) и Александр Павлов (тенор). Премьера оперы в постановке режиссера Павла Сорокина состоялась в 2018 году, с тех пор «Паяцы» вызывают у публики особый восторг.

«Паяцы» из XIX века

Сложные декорации, яркие костюмы, богатое использование возможностей видеопроекции дают неизменно восхитительный результат. Над оформлением пространства сцены работала знаменитая династия театральных художников Степан и София Зограбян. Композитор Руджеро Леонковалло создал оперу «Паяцы» в конце XIX века на собственное либретто, но кипучие итальянские страсти, мощная музыкальная энергетика, насыщенная динамика действия делают ее востребованной и популярной уже долгие годы. Наверное, каждый помнит самую знаменитую арию и неоднократно подпевал: «…Смейся, паяц, над разбитой любовью!..», а продвинутый слушатель уверенно поддерживает: «Vesti La Giubba. Ridi, Pagliaccio».

Драматичное действие разворачивается в маленьком итальянском городке. Интрига начинается во время празднования большой свадьбы на улицах поселения. Никто не знает, что жениха Сильвио и артистку Недду связывают романтические чувства. Уличный комедиант, ревнивый Канио начинает подозревать свою супругу Недду в измене, в это же время другой актер труппы Тонио также признается ей в своих чувствах. Во втором акте обида и ревность Канио вспыхивают с новой силой, он закалывает Недду и ее любовника Сильвио.

— В этом спектакле очень сложная повествовательная линия, — рассказывает солист Дмитрий Никитин, исполнитель партии Сильвио. — Второй акт крайне насыщенный. Сначала более спокойная комедийная линия, и потом резкая смена на жестокую драму. Для артиста первый выход в репертуарном спектакле всегда очень ответственно. Мы долго готовились с коллегами. Считаю, что получилось.

Язык с субтитрами

Солист Александр Павлов в челябинском театре уже год. За это время удалось гармонично вписаться в оперную труппу театра. Состоялись первые большие работы: Герман в опере «Пиковая дама» Петра Чайковского, Радамес в «Аиде» Джузеппе Верди. К дебюту в опере «Паяцы» артист готовился с летних месяцев, первые репетиции начались еще во время отпуска. Обстоятельная подготовка растянулась на несколько месяцев. К слову, Александр Павлов познакомился и изучил партию Канио чуть раньше, еще в московском центре оперного пения имени Галины Вишневской, но там дебюта не случилось, и премьера Канио состоялась уже в Челябинске. По словам артиста, Руджеро Леонковалло создал абсолютно хитовое оперное сочинение. Для солиста исполнять «Паяцев» истинное наслаждение. С точки зрения жизненной правды, очень четко прописаны все драматические ходы, отношения между главными героями. И гармонично на них ложатся мелодические линии, к месту используются подъемы и спады, экспрессивные эмоции.

— Восхищаюсь гением маэстро Леонковалло, — отмечает Александр Павлов. — «Паяцы» — одна из любимейших моих опер. И я очень счастлив и доволен, что состоялась долгожданная премьера партии Канио. Мое амплуа — драматический тенор. Поэтому такую красочную амплитуду чувств мне играть достаточно комфортно. Мой тип голоса как раз наиболее пригоден для выражения крайних, полярных, часто негативных чувств, мощных переживаний. Лирические переживания и любовные дуэты — это не мое.

Итальянский язык стал практически родным для всех оперных певцов (многие знаменитые оперы написаны итальянскими композиторами). На челябинской сцене опера «Паяцы» исполняется на итальянском языке, для зрителей даются субтитры на больших экранах, расположенных вокруг сцены. Все певцы отмечают великолепную певучесть итальянского языка, наверное, самого мелодичного в мире. Для вокального исполнения он считается исключительно легким, чрезвычайно помогает исполнителю передать всю мелодическую широту композиции. С вокальной точки зрения, русский язык намного сложнее: обильные, сложно пропеваемые согласные, более громоздкие, непевучие речевые конструкции.

Соло на мандолине

Елена Каменских на сцене челябинской оперы с 2003 года. Богатый репертуар солистки пополнился партией Недды, которая, несомненно, станет одной из жемчужин. Первое знакомство с Неддой у Елены состоялось в студенческие годы во время учебы у народной артистки, профессора Галины Зайцевой. И результат этого знакомства, баллада Недды, тогда же был представлен на конкурсе молодых оперных певцов имени Елены Образцовой.

— Партия мне по душе, и очень нравится образ, — делится Елена Каменских. — Но до нее нужно созреть, дорасти. Мой творческий опыт на сцене нашего театра помог воплотить характер Недды. Партитура слов и музыки настолько гениально написана, так все органично переплетается, что невозможно остаться равнодушным. Вижу, что зрители это чувствуют и переживают за главных героев.

Дирижер Вячеслав Губанов о музыке Леонковалло может говорить долго. Кстати, для оркестра режиссер-постановщик Павел Сорокин добавил необычный акцент: в один из моментов спектакля первая скрипка неожиданно исполняет соло на мандолине.

— Сегодня у нас удачный дебют в «Паяцах», — говорит Вячеслав Губанов. — Елена Каменских — наш мэтр, мастер экстра-класса. Александр Павлов в театре недавно, но уже справляется с главными партиями. Будем работать дальше, совершенствовать мастерство, набирать опыт.


Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/154059/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!