Версия для слабовидящих
Новости

«Он всю жизнь любил двоих – жену и оперу»: к 100-летию Валентина Гриченко

24 января 2026 года исполняется сто лет со дня рождения заслуженного артиста России Валентина Даниловича Гриченко, который с основания нашего театра и до последних дней служил челябинской опере.

Жизненный и творческий путь Валентина Даниловича был отмечен множеством наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медали «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», Орден Почета.

В честь столетия со дня рождения выдающегося артиста публикуем его интервью корреспонденту газеты «Вечерний Челябинск» Галине Суриковой от 12 сентября 1997 года:

Это просто уникальный артист. Из своих семидесяти он 40 лет поет на оперной сцене. В его послужном списке Борис Годунов и Мефистофель, Гремин и Дон Базилио, Мориц и Дулькамара, Поп и царь Салтан. Такой вот диапазон – от масштабных оперных полотен до оперетты и детской сказки. Имя этого артиста челябинцам хорошо знакомо – Валентин Данилович Гриченко.

Но годы, кажется, совсем не властны над ним: в жизни он по-молодому подтянут, строен и легок; на сцене разнообразен, выразителен и основателен. И во всем убедительно постоянен. Как-то подумала: «Вот кто бы мог дать мудрые советы молодым, начинающим свой творческий путь артистам». С этим и обратилась к Валентину Даниловичу.

– Советы? Вряд ли к ним будут прислушиваться. Моя жизнь со стороны не интересна. Я ведь подчинил всего себя профессии. Это решение принял еще в молодые годы и неукоснительно живу по своду собственных правил. «Искусство ревниво» – так говорили нам педагоги в консерватории. И они правы. Поэтому всякая деятельность, выходящая за рамки театра, мешает актеру. Я никогда нигде, кроме театра, не работал, чтобы не распыляться. Не имею ни сада, ни машины. Еще Исидор Аркадьевич Зак говорил нам, молодым певцам, что артист не должен обременять себя заботами подобного рода. Мы с Ниной Ивановной (Нина Шайдарова – заслуженная артистка РСФСР, солистка челябинского театра с 1957 по 1989 год – примечание театра) сознательно не заводили детей, так как не хотели быть плохими родителями, а хорошими в наших условиях быть невозможно.

– Вы нарисовали мрачную картину, в которой предстаете аскетом до крайности. Для большей достоверности скажу читателям, что дома вас окружают предметы мебели, сделанные вами еще в молодые годы. Модные стенки, гарнитуры вас никогда не интересовали. Вы человек совершенно не зараженный бытовым тщеславием и, похоже, выше этой суеты. Какими же тогда интересами живете?

– Только работой и всем, что с ней связано. Я помню, в детстве у моих родителей был хороший приятель, большой мастер по всякой механике, ну просто Кулибин. Он так любил свое дело, что, бывая у нас в гостях за праздничным столом, говорил только о своих механизмах. Он этим буквально жил. Я, как мне кажется, сейчас особенно на него похож. Начинаю, к примеру, писать брату письмо и очень скоро перехожу на театральную тему. В свое время очень много занимался общественной работой, потому что, работая в театре, нельзя оставаться в стороне от его жизни. Но дозу этого надо разумно распределять – теперь я это тоже хорошо понимаю.  

– Что питает ваше творчество?

– Очень помогает в создании нового образа живопись. Большие художники всегда прекрасные режиссеры. В моей коллекции около 4000 репродукций русских и зарубежных художников. Когда-нибудь я эту коллекцию кому-нибудь подарю. В течение многих лет я ездил каждый отпуск в Ленинград заниматься к своему педагогу Эвелине Ивановне Сафаровой (до ее кончины) и каждый приезд ходил в Эрмитаж и Русский музей. А при Заке, основателе нашего театра, было заведено такое правило: как только ставится новый спектакль, обязательно читаются специальные лекции об эпохе, костюме, быте и так далее. Зак требовал досконального изучения не только музыкальной палитры образа, но и знания литературного и исторического материала.

– Бытует мнение, что влюбленность помогает актеру в творчестве. Вы увлекающийся человек? Вас вдохновляли женщины в искусстве?

Влюбленность забирает нервы, внимание, силы. От нее и «Петухи» бывают. Мне в этом смысле повезло. Свою любовь я встретил в консерватории, правда, тогда я и вокал забросил. Нина блестяще закончила консерваторию, ее оставляли в Мариинском театре. Но приехал в Ленинград Зак набирать новую труппу в открывающийся Челябинский театр оперы и балета и пригласил Нину и меня (в качестве «довеска») в Челябинск. Она ради меня и приехала сюда. Моя супруга – мой самый верный и надежный друг. Я ей очень благодарен за все! 

– И все-таки что вы посоветуете молодым начинающим оперным талантам?

Здоровый образ жизни. С алкоголем, например, у меня смолоду разлад. Еще давно обратил внимание, когда едешь в транспорте после праздника – дышишь алкоголем, то все люди от тебя брезгливо отворачиваются. К курению такое же отрицательное отношение. Не могу же я советовать молодому артисту: «Не езди на рыбалку, не кури, не заводи дачу и так далее». Но то, что без всего этого можно быть счастливым человеком – это точно. В последнее время я еще больше люблю работать в классе, может быть, даже больше, чем на сцене. Я всегда исповедую наставление Делакруа: «Если имеешь мастерства на миллион, приобрети еще на пятачок».

Читайте также специальный материал в разделе «Театральный архив» – «Валентин Гриченко: человек-эпоха»

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!