«Жанна д’Арк» опера в 2-х действиях.
Музыкальный руководитель и дирижер: Евгений Волынский
Режиссер: Екатерина Василева
Сценография и костюмы: Софья Кобозева
Видеопроекция: Александра Комарова
Хореограф: Юрий Смекалов
Главный хормейстер: Наталья Макарова
Иоанна – Лауреат Международных конкурсов Анастасия Лепешинская
Король – Лауреат Международного конкурса Павел Чикановский
Агнеса – Лауреат Международного конкурса Екатерина Бычкова
Дюнуа – Лауреат Международного и Всероссийского конкурса Владимир Боровиков
Лионель – Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Александр Сильвестров
Архиепископ – Павел Локшин
Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 6+
В основе спектакля лежит средневековая легенда о Жанне д’Арк, знакомая каждому с детства. Моей главной задачей было не показать героев оперы персонажами некой абстрактной сказки из прошлого, а помочь зрителям разглядеть в них обычных людей и сопереживать им, одновременно не упустив особую атмосферу Средневековья, которая в сегодняшнем времени уже невозможна. Моя «Жанна д’Арк» – это история о выборе истинного пути, который рано или поздно встает в жизни каждого человека.
Екатерина Василева
Интерпретация Екатерины Василевой связана с приближением личной истории Жанны д’Арк (поэтому-то на афишах и значится реальное имя этой исторической героини, а не литературное «Орлеанская дева»), оттого исторические баталии уходят на второй план. Для этого сделаны некоторые купюры, в частности в сценах с королем и его приближенными. Перед нами условное Средневековье, скорее напоминающее сказки братьев Гримм. А все потому, что в нем нет статичных объемных декораций, а вместо них – подвижный карликовый реквизит. Сами артисты и практически постоянно присутствующий на сцене хор любовно строят из маленьких белых домиков и церквушек свою небольшую родину. Стража возводит крепостные укрепления для замка Короля, которые не выше его колена.
А на поле боя воины выкатывают передвижные деревянные панели, утыканные копьями и мечами, как будто это смертельный лес. Символика палитры довольно прямолинейна, зато действует на сто процентов и никогда не выходит из моды: красно-черные разливы пятен на заднике как символы крови, войны, смертей, свисающее серо-лиловое небо над головами погибающих французов, темное изображение людских масс и тянущихся рук. И как противоположность – светлые облака, проплывающие над Жанной, и белесо-небесный свет, исходящий на нее и от нее, когда рассказывается о ее особом даре. Образ Жанны в буквальном смысле раздваивается: в интродукции героиня-великан ходит между маленькими домишками и рядом с мельницей находит мягкую куколку, напоминающую ее саму – с такими же рыжими, огненными волосами. В них – и знак особенности, и пророчество смертельного огня, и символ крови. Кукла символизирует телесность Жанны, ее человеческую ипостась. Именно ее – правда, огромных размеров, этакую шаманскую вуду, под ритуальные пляски в конце оперы будут сжигать соотечественники. Таков еще один подмеченный постановщиками закон человеческого бытия: избранных сначала превращают в богов Олимпа, а потом с радостью уничтожают, приносят в жертву, пытаясь ухватить кусочек «божества» для себя. Но «настоящая» Жанна продолжает жить, как символ вечной жизни и спасенной души, как воплощение сущности человека: обладая божественным даром, она оказалась слабым простым человеком, выбравшим краткий миг запретной любви.
газета «Музыкальное обозрение»
Нечасто в оперную афишу «Золотой Маски» попадают спектакли молодых остановщиков – тем интереснее они профессионалам и, хочется верить, публике. «Жанна д’Арк» – под таким названием поставили в Челябинске оперу Чайковского «Орлеанская дева». Эту монументальную партитуру, возможно, перенасыщенную патетикой, режиссер Екатерина Василева и художник Софья Кобозева трактуют не как батальное полотно. Им интересен человек – маленький, как юная Иоанна, или большой, как король Карл VII. Статус и положение не так важны, как мотивация в момент принятия решения, и чувства, когда один неверный шаг может стоить стране – победы, а тебе лично – жизни.
Исполнительница заглавной партии Анастасия Лепешинская стала открытием сезона: в условиях минимальных декораций (но с применением современных решений, включая видеопроекцию live) Иоанна – ключевая фигура спектакля, которая движет действие вперед, держит внимание зрителя. Молодежную команду поддерживает опытный дирижер Евгений Волынский, решившийся на постановку «Орлеанской девы» и доказывающий, что эта партитура Чайковского, возможно, незаслуженно находится в тени безусловных шедевров композитора.
Марина Гайкович