Версия для слабовидящих

Пятая «Аида». Громкая премьера челябинского оперного театра

25 октября 2022 / Ирина Дурманова. Фото: Людмила Ковалева / Южноуральская панорама

Южноуральские зрители еще не «устали» от восхищения премьерой «Травиаты», которая состоялась в сентябре. И вот, пожалуйста, продолжение следует.

В минувшие выходные в вечернее время Челябинский театр оперы и балета имени М.Глинки стал одним из самых многолюдных мест областного центра. К началу спектакля спешили зрители. Оба дня аншлаг. Поклонники оперы, VIP-персоны, в том числе, губернатор Алексей Текслер с супругой, не смогли пройти мимо знакового события культурной жизни региона. Еще одна опера вошла в репертуар театра, вторая из произведений гениального итальянского композитора Джузеппе Верди.

Всем операм опера

За 66 лет существования челябинского оперного театра «Аида» блистает на сцене уже в пятый раз. Спектакль ставился в 1961, 1980, 2004 и 2016 годах. Предыдущая версия осуществлялась московским оперным режиссером Екатериной Василёвой. Но, скажем так, ее ставили в режиме жесткой экономии без специальных декораций и костюмов. Из того, что было в театре, получился концертный вариант оперы. Но этот момент не принижает достоинства того спектакля, потому что исполнительское мастерство спасло отсутствие сценографии, и зрители ходили слушать великолепную музыку, наслаждаться оперными диалогами, которые в «Аиде» прекрасны, и искренностью актерской игры.

При всем при этом в театре мечтали о полноценном спектакле. И это произошло. Зрители увидели самую яркую, масштабную, атмосферную «Аиду» за всю историю театра. Надо еще отметить, как и «Травиата», опера исполняется на итальянском языке. Если в первом случае спектакль поставил его носитель, оперный режиссер из Италии Лука Джиберти, то на сей раз атмосферу Египта периода правления фараонов, используя язык композитора, создавал режиссер Мариинского театра Иркин Габитов. Эскизы декораций и костюмов, которые всех восхитили, разработал народный художник России, главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.

Египет без слона

«Получился очень красивый, объемный спектакль, — говорит о новой постановке музыкальный руководитель и дирижер Евгений Волынский. — Здесь прекрасные решения, замечательная сценография. Такой Египет на сцене! Мы шутим: слона не хватает. Я много «Аид» в своей жизни ставил. И вот такая красота, которую вы сегодня видите, меня покоряет и трогает. Всегда хочется идеала, который недостижим. Конечно, мы работали над спектаклем с огромной отдачей. В голове крутилась музыка, и мы не спали ночами, думали, как сделать лучше. Все ради зрителей! Ради них мы служим искусству».

Мировая премьера оперы «Аида» прошла чуть больше 150 лет назад. Сначала она состоялась в Каире, через несколько недель в Милане. В постановке итальянского варианта принимал участие сам композитор. История рассказывает, что на бис он выходил на сцену в день премьеры 32 раза.

Сегодня спектакль входит в репертуар практически каждой оперной труппы мира. Казалось бы, трагический сюжет, но он оставляет очень светлые чувства во славу любви, которая всегда была и будет выше внутренних и внешних конфликтов. Камерная история трех любящих сердец происходит во времена, когда идет военное противостояние между Египтом и Эфиопией. Пленница, эфиопская принцесса Аида полюбила египетского военноначальника Радамеса. И эти чувства оказываются сильнее долга и патриотизма. Когда возникает такая любовь, все остальное кажется незначительным. Красивая и печальная история в контексте исторических военных действий трогает сердце. В это произведение просто невозможно не влюбиться, такой удивительной силой оно обладает. Вполне понятно, почему «Аида» с завидным постоянством возвращается на сцену нашего театра уже в пятый раз.

Все лучше и лучше

«Моя героиня — темпераментная эфиопская принцесса, — рассказывает солистка челябинской оперы Наталия Быстрик. — Я исполняю партию Аиды впервые. Что-то приходится возрождать в себе, что-то чувствовать по-новому. В этом и есть интерес работы актера. Мой любимый момент, как ни странно, финал оперы — наш наикрасивейший дуэт с Радамесом, уже похороненным заживо в подземелье. Музыка невероятной красоты, пробирает до мурашек и до слез. Надеемся, что и зритель прочувствовал наше эмоциональное состояние».

Зритель, абсолютно точно, прочувствовал. Это следует из накала эмоций в зале, который не хотел отпускать артистов, выкрикивая: «Браво!» Об этом говорят и восторженные отзывы в соцсетях от благодарных южноуральцев. Опера долго не отпускает тех, кто любит этот высокий жанр в искусстве.

«Для нас это огромный праздник, — сказала член попечительского совета театра Ирина Текслер. — Иркин Габитов и Вячеслав Окунев опять подарили нам волшебное действие на сцене главного театра Челябинской области. В прошлом году это был спектакль «Бал-маскарад». Тогда казалось, что лучше уже ничего не может быть. Но «Аида»! Мы окунулись в Древний Египет, и это потрясающая история!»

Для справки:

Специально для участия в премьере «Аиды» в Челябинск приехал солист Новосибирского театра оперы и балета, приглашенный солист Михайловского театра, в прошлом солист Большого театра России и Национального театра Мангейма в Германии Михаил Агафонов. Он участвовал во втором показе спектакля, в воскресенье. Вместе с ним на сцене партию Аиды исполнила Наталия Быстрик. В субботнем спектакле, в самом первом показе, главные роли сыграли челябинские солисты Павел Чикановский и Гузелья Шахматова.


Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/144783/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!