Версия для слабовидящих

В ожидании премьеры: чем удивит челябинского зрителя божественная «Ида»?

Всего два дня осталось до мировой премьеры в Челябинском театре оперы и балета — такой подарок самому себе театр сделал к шестидесятилетнему юбилею.

Уже 22 октября челябинский зритель увидит первую в мире постановку о жизни знаменитой балерины Франции — «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)». Историю знаменитой танцовщицы изящным балетным языком расскажет международная труппа артистов из театров Белоруссии, Армении, и, конечно, челябинского театра. Накануне премьеры корреспондент агентства Mega-U.ru побывал на одной из репетиций.

Спектакль посвящен  самой, пожалуй, загадочной и эпатажной танцовщице 20 века, Иде Рубинштейн. Основу музыкальной партитуры составили произведения французских и испанских композиторов конца ХIX – начала XX вв.

Проект был создан по заказу французского продюсерского центра «Arame Production», рассказала агентству хореограф-постановщик из Санкт-Петербурга Надежда Калинина.

«Они предложили мне сделать спектакль по мотивам биографии Иды Рубинштейн, но это будет не автобиографичная история, а фантазии на тему. Здесь будет очень много вымысла», — говорит хореограф.

Языком пластики Надежда рассказывает о женской страсти к мужчине и к творчеству, которые, как сообщающиеся сосуды, не могут существовать друг без друга. Когда опустошается один, наполняется другой.

Тема вдохновения пронизывает все мизансцены, равноправным участником которых является еще и Луна. С ней Ида общается как с зеркалом, как с отражением своих мыслей и чувств, от нее она черпает новые силы, энергию и вдохновение.

Собственная трактовка личности знаменитой танцовщицы начала XX века начинается уже с того, что челябинская Ида будет танцевать «на пальцах», то есть в пуантах. Это была просьба продюсеров, хотя на самом деле артистка прославилась своим очень ярким, эротичным стилем танца босиком. И только в 45 лет она решила попробовать себя в качестве балерины на пуантах.

Автор постановки в полной мере использует сочетание свободной пластики реальной Иды со стилистикой и техникой классической балерины, которыми в прекрасно владеют исполнительницы этой роли. Надежда Калинина очень бережно и внимательно использует индивидуальность каждого артиста, особенности его техники и пластики.

Первое воплощение «божественной» Иды зрители увидят в исполнении солистки Национального академического театра оперы и балета Армении Соны Варданян и примы национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь заслуженной артистки Марины Вежновец.

Хрупким, элегантным балеринам предстоит на два часа перевоплотиться в страстную, самолюбивую, вдохновенную женщину, влюбленную более всего в танец и сцену.

По признанию Марины Вежновец, ей очень интересно было «примерить на себя» такую органичную и сильную личность, как Ида Рубинштейн.

«Она очень выделялась в своем времени, очень яркая индивидуальность, которая отстаивала свою позицию, несмотря ни на что. По-моему, у нее получилось доказать миру, что и такая манера танца, как у нее, тоже нужна и имеет право быть», — говорит балерина.

Возлюбленного главной героини, любимца женщин, аристократичного Вальтера также танцуют приглашенные артисты: Михаил Ткачук – ведущий солист Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина и солист минского театра оперы и балета, народный артист Республики Беларусь Юрий Ковалев.

Кстати, и кордебалет в этом спектакле составят не только челябинские, но и приглашенные артисты.

Свои роли приезжим танцовщикам пришлось разучивать в напряженном ритме, подпитываясь неиссякаемой энергией Надежды Калининой. И все же месяц ежедневных многочасовых репетиций, без выходных, пролетел, как один день, признаются артисты. По их словам, самое волнительное в этом проекте — возможность стать участником мировой балетной премьеры.

Отметим, что художественное оформление спектакля решается в стиле модерн. Художник-постановщик Антон Сластников активно использует изменения света, блики зеркал, создавая атмосферу лунной ночи в саду, танцевального класса, салонов Парижа, испанских площадей и улиц. Эмоциональную окраску в мизансценах помогают создавать декорации, передвигающиеся по сцене на глазах у зрителя.

В тандеме с декорациями работают и костюмы, созданные художником Еленой Сластниковой. В финале публику ждет и вовсе необычная трансформация: Ида срывает с себя платье, и на глазах у зрителей ее переодевают, у нее появляется юбка – крылья. По словам художника по костюмам, это некое ощущение полета, окрыленности, любви. А вообще, исполнительница главной роли переодевается шесть раз за спектакль. Столько же раз меняет наряды и кордебалет. В одной из сцен танцовщицы появляются в цветных пачках - этот образ взят с картины Эдгара Дега «Голубые танцовщицы».

Финал балета — это апофеоз и пик славы Иды, танцующей захватывающий танец под музыку Мориса Равеля «Болеро». Когда-то именно по заказу Иды Рубинштейн композитор написал это произведение на тему испанского танца. Вместе с Брониславой Нежинской они сделали первую постановку «Болеро» — магнетический танец на столе, который за 15 минут действия доводит накал страстей до иступления. Именно эта идея 30 лет спустя стала основой для уже классической постановки Мориса Бежара – танец балерины в окружении вожделеющих мужчин.

 Отметим, что челябинский зритель увидит спектакль первым, он будет идти два вечера подряд – 22 и 23 октября - со сменой исполнителей главных партий.

Затем премьера отправится в гастрольный тур по Франции и в мае вновь обещает вернуться на челябинскую сцену, где солировать будут уже наши артисты. Главные партии в этом спектакле репетируют Екатерина Хомкина-Сафронова и Алексей Сафронов.


Постоянная ссылка на материал:
http://mega-u.ru/node/47202

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!