Версия для слабовидящих

Балет "Эсмеральда": классический подход

11 мая 2012 / Виктория Олиферчук, Андрей Анисимов / ГТРК "Южный Урал"

12 мая в Челябинском театре оперы и балета состоится премьера классического балета “Эсмеральда” на музыку Цезаря Пуни. Постановщиком выступает балетмейстер из Москвы Юрий Бурлака. С Челябинским театром Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. Именно тогда он поставил зрелищный спектакль “Золотой ...

12 мая в Челябинском театре оперы и балета состоится премьера классического балета “Эсмеральда” на музыку Цезаря Пуни. Постановщиком выступает балетмейстер из Москвы Юрий Бурлака. С Челябинским театром Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. Именно тогда он поставил зрелищный спектакль “Золотой век русского императорского балета”. Решение о новом проекте было принято год назад, и вот теперь труппа готова представить зрителям результат совместной работы.

Главной задачей для балетмейстера-постановщика Юрия Бурлаки стало возродить классический балет в классической же форме. Дело в том, что знаменитый первоисточник Виктора Гюго – роман “Собор Парижской богоматери” – на самом деле весьма далек от балетного либретто. В советское время благодаря блестящей постановке Владимира Бурмейстера трагическая история несчастной уличной танцовщицы была перенесена на балетную сцену. Однако же сам автор, создавая музыкальный вариант истории, сохранил Эсмеральде жизнь, а из подлеца Феба сделал героя и к тому же приписал хэппи-энд. Бурлака решился восстановить историческую справедливость. “Возможно, ему самому захотелось сохранить такой трогательный и такой замечательный персонаж, как Эсмеральда. Потом в традициях театра XIX века трагические истории не были естественны, как это произошло в веке XX. Поэтому и для сегодняшнего времени мне показалось, что зрители должны уйти с хорошим чувством, радостным, на душе, а никак не с трагедией”, – делится Юрий Бурлака, балетмейстер-постановщик.

Классический подход поставлен во главу угла. Восстановлена оригинальная партитура, танцы, трехчастная структура. Кстати, освоить строгую классику оказалось не таким уж простым делом. Вместо виртуозности и супертехничности на первый план выходят ясность линий и строгость композиции, а бурные эмоции и страсти нужно вместить в четко выстроенные мизансцены. “Если что-то лишнее добавишь, уже сцена читаться не будет. За нами Юрий Петрович очень сильно следит, всегда говорит, что где-то мы там не то сделали, редактирует”, – рассказывает Екатерина Тихонова, солистка балета, исполнительница роли Эсмеральды.

Образ Квазимодо, один из самых сложных, но в то же время самых ярких в романе, в балете отодвинут на второй план. Он решен скорее пластически, нежели хореографически, что тоже в традициях балета XIX века. Исполнителю роли горбуна требуются в первую очередь навыки драматического актера. “Это драматически-характерная партия получается. Нужно изобразить. Люди танцуют, а я вот хожу, показываю, что я действительно такой уродец. У нас в доме, в подъезде живет такой человек. У него все время улыбка на лице, я взял и его скопировал”, – говорит Андрей Булдаков, народный артист России, исполнитель роли Квазимодо.

“В моем балете очень четкое разделение, как в любом балете XIX века, на танцевальные роли и пантомимные роли; на образы, связанные с классическим балетом, и образы, связанные с характерным танцем. Поэтому в этом отношении все очень четко, все так, как было. И мне кажется, что именно это разнообразие, а не такая общая унифицированность, которая возникла в балете XX века, когда все танцуют всё. На мой взгляд, это не слишком верно, особенно обращаясь к нашим спектаклям классического наследия”, – отмечает Юрий Бурлака.

Для Бурлаки это уже третья постановка балета Цезаря Пуни. Проба пера состоялась в 2009 году в Большом театре, затем “Эсмеральда” была поставлена в Германии и вот теперь она украсит афишу Челябинского театра. Все три спектакля разные. Оно и понятно: в труппе Берлинского театра 70 человек, челябинских танцоров гораздо меньше. Им в помощь привлекли миманс, а также хор монахинь, поющих на латыни, благодаря чему создается атмосфера Средневековья. А вот, к сожалению, Джали, дрессированной козочки Эсмеральды, челябинская публика так и не увидит.

Некую компенсацию за козочку авторы проекта намерены предоставить за счет художественного оформления. Для челябинского спектакля Дмитрий Чербаджи нашел поистине эксклюзивное решение, ради воплощения которого премьеру даже пришлось перенести на более поздний срок. 12 мая публике предстоит оценить результат большой работы.


Постоянная ссылка на материал:
http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=595327&cid=7

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!