Версия для слабовидящих
Репертуар
П. Чайковский «Иоланта»
6+

П. Чайковский «Иоланта»

опера в двух действиях

Премьера состоялась в 1986 г.

Продолжительность спектакля 1 час 50 минут с одним антрактом

 
Мария (23 ноября 2017)

ПОСЛЕДНЯЯ ОПЕРА «ФАРФОРОВОГО МАЛЬЧИКА»

Что бы плохого ни случилось, любовь поможет это пережить. Что бы хорошего ни случилось, без любви оно не стоит ни гроша.
(Рихард Дюбель)

"Музыка сидит у меня в голове и не дает мне покоя", говорил ещё совсем маленький П. И. Чайковский своей гувернантке Фанни Дюрбах. Он полюбил ее горячо и безоглядно, а она, поняв нервную натуру маленького Петра, стала для него самым близким человеком и всегда была рядом. Фанни с трепетом называла Петра "фарфоровым мальчиком", стремясь не дать этому хрупкому созданию разбиться от захлестывавших его эмоций. Петр пишет стихи, его бьет нервная дрожь при звуках музыки, в пять лет он начинает свое музыкальное образование. И вот тут творческая жизнь Чайковского полетела… Мысленно пронесёмся через все 53 года, которые прожил Чайковский и остановимся за два года до смерти великого композитора… Тут наше внимание должно сосредоточиться на последнем шедевре в жизни композитора – опера «ИОЛАНТА».

Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «О, я напишу такую оперу, что все плакать будут». Удалось ли? Думаю, что опера на либретто М. И. Чайковского по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене», превзошла все мои ожидания.

Космизм театра оперы и балета «зашкаливает». И с этого праздника не хочется уходить. И при написании рецензии хочется сказать и про то, и про это… Но со сладкой грустью осознаю, что всего и не опишешь, ибо как можно описать то, что чувствуешь!?
Так и сегодняшняя «Иоланта» (4.11.17) не поддаётся моим комментариям.
Всё же, переходя к сути, я постараюсь раскрыть мои впечатления от постановки.

Напомню, что «Иоланта» - последняя опера П.И. Чайковского и эта работа является одной из самых светлых (!), лирических и поэтических произведений композитора, что никоим образом нельзя не заметить. Безусловно, это цепляет и трогает. Особенно превосходны повторяющиеся мотивы оперы, которые создают единую эволюционную картину. А сколько известных арий (их названия будут встречаться ниже).
И, конечно, сама история, которая, по моему мнению, одна из самых необычных, трогательных, живых, незабываемых и даже странных. Взять хотя бы тот факт, что слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье (слепоте), да и все вокруг (отец, слуги) тщательно скрывают это…

И сразу к образу Иоланты, которую сыграла Елена Роткина. И надо сказать, что солистка не разочаровала. Наоборот, образ получился очень трепетным, нежным, трогательным. Е. Роткина обладает не только красивым и сильным голосом, но драматический опыт не остаётся незамеченным, что очень похвально.
И правда яркий образ девушки, не знающей света и оказавшейся под властью тьмы, особенно проявляется в процессе исполнения культовых арий «Отчего это прежде не знала» полно неясной тоски, неосознанных стремлений; «Твоё молчанье непонятно» насыщено печалью и горечью; Соло Иоланты «Нет! Назови мученье, страданья, боль» покоряет страстным порывом, самоотверженностью, силой любви. Браво!!!!

Кто же открыл страшную правду Иоланте про её слепоту? Конечно, известный всем Водемон, который с первого взгляда влюбился в дочь короля Рене. И сыграл Водемона неподражаемый, блистательный (без преувеличения) Павел Чикановский, очень сильный и яркий солист театра. Гордость, что есть такие люди.
Что ж, Павел, спевший лирическую партию молодого бургундский рыцаря, обладает приятным тембром, с лёгкостью «льются» звонкие верхние ноты из его уст. Всё блестяще выдержано. А сказать, что драматический талант присутствует в каждой сцене – ничего не сказать. Павел Чикановский так внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. Чего стоит только сцена у цветника, где радостный принц просит Иоланту подарить ему красную розу в знак ее любви к нему, но убеждается, что девушка слепа. За этим следует большая дуэтная сцена (Водемона и Иоланты) «Вы мне предстали как виденье». Она полна искреннего волнения, нежности, зарождающегося глубокого чувства. Это также незабываемо прекрасно, как и всё действо! Браво!!!!

Нельзя обойти стороной страстного рыцаря Роберта, партию которого исполнил Дмитрий Никитин . Солист мне известен по многим спектаклям, и я не перестаю приятно удивляться его многогранностью и разноплановостью. Дмитрий Никитин обладает блестящим баритоном. Можно очень долго слушать… Особенно ярко и пылко исполнена культовая ария «Кто может сравниться с Матильдой моей» («…Сверкающей искрами черных очей,/Как на небе звезды осенних ночей!...»). Эти известные строчки не отпускают… Низкий поклон! Браво!

Пару слов хочу сказать про Короля Ренэ, партию которого спел Павел Локшин, ещё один сильный и отличный солист театра. Потрясающий бас. Ничего лишнего в образах П. Локшина. Превосходна спета молитва Короля «Господь мой, если грешен я», так глубоко душевно… Браво!

Кстати, добрая кормилица Марта в исполнении Марина Новокрещеновой не хуже самой Иоланты (Елена Роткина). Отличная солистка театра. Впечатляет!!!

Постепенно подхожу к концу рецензирования «Иоланты». И мне стало очевидно, что в опере совершенно нет отрицательных героев. Вот почему так волнительно легко и даже светло смотрится и воспринимается трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир,усиливаемое притворной угрозой короля казнить рыцаря Водемона. В музыке оперы воплощена жизнеутверждающая вера в победу светлого начала, в душевные силы человека.

Здесь на ум мне пришла цитата Генрика Ибсена: «Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти». Двойное попадание: ужас – слепота Иоланты, а мрак смерти – возможная казнь Водемона из-за того, что он раскрыл ей тайну.

И да, не стоит забывать и мою любимую тему космизма. А эта тема здесь чётко прослеживается. Яркий пример – сцена Ибн-Хакия, врача, который предлагает Иоланте поднять глаза к небу и, прозрев, увидеть небо, звезды и Бога. Эта мистическая идея, как и вдохновенные гимны Творцу, щедро разбросанные по тексту, выявляют удивительный интерес Чайковского к неординарной для него теме. Из этого также выходит и то, что вся опера наполнена христианским содержанием.

Что ж, выражаю большую благодарность прекрасному оркестру под командованием неподражаемого и одного из моих любимых дирижёров – Александра Матушкина. Браво! Такая работа! Нет слов!

И да, возможно, кому-то постановка покажется нединамичной, но «вся фишка» в том, что сценическое движение заменяется внутренним. И исходя из этого, не стоит забывать про то, что «когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.» (Пауло Коэльо). Как и в опере: для того, чтобы произошло исцеление, Иоланта всем сердцем жаждила этим, что я неоднократно писала.

Да, редко встречаются оперы со счастливым концом, что есть ни плохо, ни хорошо. Но такие оперы, безусловно, вечны и оригинальны (были и будут всегда)!

Приходите!

Марина (4 ноября 2017)

Cмотрели в последний месяц Аиду и Иоланту и везде поражались мастерством актера и великолепным голосом Павла Чикановского. Он так играет, что любая история кажется настоящей, прямо живет в персонаже. Когда он в спектакле - значит не разочаруешься - будет событие. Остальные наши солисты и хор и оркестр прекрасны также. Удачи театру, ждем премьер.

Елена (13 мая 2017)

Хочу сказать огромное спасибо за великолепный спектакль всей труппе нашего Театра! Голоса прекрасные, оркестр, хор, костюмы декорации, настроение! Спектакль просто заворожил своей красотой! Все было просто идеально! Молодцы! И новых успехов!

Даниил (4 декабря 2012)

Трогательная и очень хорошая опера. Незатянутая, но вместе с тем в ней успевает произойти очень многое. Труды режиссера-постановщика и художника-постановщика не прошли даром!
Оркестр, как всегда, на высоком уровне! И отдельное спасибо исполнителям, что на день моего посещения порадовали своей работой: Елене Роткиной, Дмитрию Шилову, Станиславу Трофимову, а также Владимиру Максимову (Екатеринбург).
Советую посмотреть "Иоланту" тем, кто мало знаком с операми или считает их сложными для восприятия. Уверен, что после этого мнение об операх изменится только в лучшую сторону!

Мария (19 сентября 2011)

Слушала оперу два раза! И хочу сказать, что во второй раз она меня вдохновила сильнее! Первые секунды после открытия занавеса, поражают декорации: очень красивые и светлые! Иногда я не совсем понимала что именно поют артисты, но это нисколько не мешает понять смысл оперы! А какие чудесные арии звучат в этой опере! Особенно ария отца Иоланты, когда он взывает к Богу и просит, чтобы он исцелил его слепую дочь! Общее впечатление просто замечательное! Спасибо хочу сказать не только исполнителям, но и всем тем, кто принимал участие в подготовке спектакля! Ведь это очень большой труд!

нелонеонп (8 февраля 2010)

Ничего так,интересненько

12
navigate_beforenavigate_next
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!