Версия для слабовидящих
Новости

Челябинск с восторгом встретил открытие нового сезона и премьеру оперы «Фауст»

«Фауста» на сцене Челябинской оперы не было ровно 25 лет, последний раз опера была показана в 1989 году. В 2014 история о докторе философии, продавшем душу за молодость, вновь оказалась на сцене. Интерес к этой постановке проснулся задолго до открытия ...

«Фауста» на сцене Челябинской оперы не было ровно 25 лет, последний раз опера была показана в 1989 году. В 2014 история о докторе философии, продавшем душу за молодость, вновь оказалась на сцене. Интерес к этой постановке проснулся задолго до открытия сезона, и это не случайно. Впервые в истории театра введена принятая в столичных и европейских театрах система двойных премьер, когда сначала на сцене показывается концертная версия, а следом за ней – сценическая.

«Это будут практически две разных постановки. И мне кажется, как раз это должно заинтересовать публику. Концертный вариант оперы прозвучал впечатляюще, мы надеемся, что это убедит зрителей прийти в театр во второй раз. Сделали практически без купюр, в оригинале: на французском, так, как опера идет в Европе. В концертном выступлении мы исполнили некоторые фрагменты знаменитого балетного акта «Вальпургиева ночь», в которых за основу взяли хореографию Лавровского, потом мы все переделаем, и весной вы увидите совсем иной, оригинальный вариант» – комментирует Евгений Волынский.

Режиссером спектакля «Фауст» стала Екатерина Василёва (Москва), молодой и уже громко заявивший о себе новатор, отмеченный изданием «Музыкальное обозрение» как персона года (2012). Она автор необычной, оригинальной режиссерской подачи концертной версии спектакля.

«Фауст» еще на этапе репетиций привлек к себе многочисленное внимание прессы: грандиозный музыкальный материал, строгий формат концертной версии – все эти факторы вызвали множество разговоров и обсуждений.

  

Однако, билеты были раскуплены, и в день премьеры полным аншлагом и несмолкающим шквалом аплодисментов Челябинск явно проголосовал «за» необычный формат, франкоязычное исполнение, молодых солистов, великолепную музыку Гуно и громкий старт нового сезона в оперном.

По традиции, после премьеры мы подводим краткие итоги, представляя обзор прессы:

«Это уникальный случай, когда челябинцы услышат и увидят непривычный формат оперы, более присущий западным постановкам. По мнению музыковедов, концертный вариант, лишенный ярких декораций и костюмов, иногда более понятен неискушенному зрителю. Сегодня, а так же в ноябре и январе челябинцы могут услышать оперу такой, какой ее задумывал автор. Зрители увидят оркестр, вышедший из «ямы» на сцену; солистов в строгих костюмах и эмоциональные диалоги друг с другом. Так Гуно создал идеальный ансамбль триединства — солисты, хор, инструменты. Мнения о новом «Фаусте» противоречивы: старожилы выступают за классику, молодежь — за эксперименты» – пишет сайт www.1obl.ru.

Телеканал «Россия 1. Южный Урал» отметил особенное звучание оркестра в своем репортаже: «Несмотря на то, что действующих лиц в опере не так много, режиссер сделал особый акцент на оркестре. В премьерном спектакле все устроено так, чтобы каждый пришедший на оперу зритель смог ощутить глубину переживаний героев. Французский язык, на котором и поставлены все три действия, поймет не каждый, а язык семи нот будет понятен любому. Минимум декораций и костюмов. Только музыка и либретто на языке оригинала. Челябинская постановка “Фауста” еще раз доказывает, что мораль бессмертных произведений жива на любой сцене».

  

Лидия Старикова, обозреватель издания «Южноуральская панорама» сделала в своем материале особенный упор на концертный формат и состав солистов: «Мы тоже понимали, что публика волнуется. Многие зрители звонили, интересовались, спрашивали, сохранится ли в концертной версии «Вальпургиева ночь». Задавали другие вопросы. Хотя за рубежом этот жанр давно признан и популярен. Забегая вперед, скажем, что спектакль, который исполнялся на языке оригинала — французском, был принят зрителями, которые тепло благодарили исполнителей, хотя позже обсуждали постановку, спорили».

  

И зрители, и пресса одинаково высоко оценили работу артистов: партию Фауста исполнил Павел Чикановский, Маргариты – Екатерина Бычкова, и их дуэт сорвал невероятные овации и нескончаемые возгласы «браво!», в партии Мефистофеля успешно выступил приглашенный солист Новосибирской оперы, заслуженный артист РФ Николай Лоскуткин, партии Валентина и Зибеля исполнили любимцы челябинской публики Сергей Гордеев и Анастасия Лепешинская, в партии Вагнера выступил молодой бас Иван Морозов, а парию Марты спела заслуженная артистка РФ Марина Новокрещенова. «Фауст» стал той постановкой, которая дала шанс ярко проявить себя не только любимцам публики, опытным исполнителям, но и молодым солистам. В следующих показах в главных партиях дебютируют солисты труппы, прошедшие стажировку в труппе в течение прошлого сезона, и новички, поступившие в штат в начале текущего сезона: Михаил Меньшиков (тенор, партия Фауста), Аян Сейткожин (контртенор, партия Зибеля), Ярослава Прокофьева (сопрано, партия Маргариты).

Огромную работу проделал хор театра под руководством Натальи Макаровой. Великолепному, тонкому, многогранному звучанию хоров зал рукоплескал, и очень многие зрители после спектакля отметили именно те партии, в которых звучало хоровое многоголосье.

Оригинальное решение пространства сцены и движения артистов (на сцене было всего 4 точки, на которых могли находиться исполнители), работа со светом, просто невероятные хоры и мощное звучание оркестра – таких концертных версий опер на челябинской сцене еще не было. Даже самые взыскательные театралы среди постоянных зрителей челябинского театра отметили, что этот спектакль сделан на действительно высоком уровне, достойном лучших европейских подмостков.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!