Версия для слабовидящих
Новости

Хореограф Юрий Клевцов: «Баядерка – спектакль о чувствах, а значит и о нас с вами»

В ноябре в Израиле при участии звезд Большого театра Анны Никулиной и Владислава Лантратова и 45 танцовщиков балетной труппы Челябинского Государственного Академического театра Оперы и Балета имени Глинки будет впервые представлена в полной сценической постановке знаменитая «Баядерка» Минкуса и Петипа. В преддверии этого события мы поговорили с художественным руководителем Челябинского театра Оперы и Балета, народным артистом России Юрием Викторовичем Клевцовым.

– Юрий Викторович, вы много лет были солистом Большого театра, расскажите – у кого вы учились?

– Мне очень повезло с педагогами в училище – я учился у замечательной Инны Самодуровой, а затем у Александра Прокофьева. Потом уже в Большом Театре я работал с потрясающими людьми, известными во всем мире, такими как Мессерер, Григорович, Уланова, Семенова, Симачев, Лавровский и другими. От каждого из них я очень много получил, ведь это по-настоящему великие люди в профессии. Я благодарен судьбе за то, что я застал этих людей, это был бесценный опыт. Благодаря им, моя творческая жизнь сложилась и была очень насыщенной и интересной.

– Потом вы некоторое время вы были приглашенной звездой в Аргентине …

– Да, в Буэнос-Айресе есть потрясающий театр «Колон». Его красивое старое здание не уступает по красоте ни Большому Театру в Москве, ни Гранд-Опера в Париже, а сцена размерами точно как в Большом. Балетная труппа «Колона» организована еще в те времена, когда Анна Павлова гастролировала по всему миру. Когда в России была революция и гражданская война, она со своим коллективом приехала в Аргентину и многие артисты решили не возвращаться. Они и организовали балетный коллектив, который потом вырос в серьезный театр со своей оперой и балетом. В основе балетных традиций этого театра – русская школа, поэтому мне было очень легко там работать: меня не ломали, не заставляли делать того, что я никогда не делал. В тот период в Большом Театре были сложности, Григоровича уже не было, репертуар был ограничен. Я танцевал много спектаклей, которые в России просто не шли. Это было здорово, и сейчас я мечтаю вывезти мой коллектив в Аргентину, хоть это и не так просто – очень уж далеко. Но надежда есть!

– Кстати о вашем коллективе – расскажите, как вы попали в Челябинск?

– Я заканчивал свою работу в Ростове, где служил заведующим балетной труппы, и однажды мне позвонил мой одноклассник, Сергей Филин, который тогда был руководителем балета Большого Театра. Он и сказал мне о том, что в Челябинске освобождается место и предложил поработать. Я согласился и перешел в Челябинский Академический театр оперы и балета, уже на должность главного балетмейстера. В результате вот уже восьмой сезон мы вместе с нашей труппой развиваемся и растем, и если судить по полным залам – стараемся мы не зря.

– Израильским зрителям немного известно про этот театр. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Челябинский театр – довольно старый, здание построено еще до Второй мировой войны. Но когда война началась, там располагался эвакуированный в те годы из Москвы завод «Калибр», который выпускал снаряды, патроны и даже танки для фронта. После войны все вернулось на свои места: завод переехал, а в театре была сформирована труппа из выпускников Вагановской академии и Пермского училища. В советское время Челябинский балет был известен в Союзе, но когда началась перестройка, а за ней девяностые годы, то из-за экономических трудностей труппа стала распадаться, но лет десять назад, когда экономика стала более-менее налаживаться, театр возродился. Пришел молодой активный директор – Владимир Александрович Досаев, который меня и пригласил. Вот уже восьмой сезон мы сообща возрождаем и балет, и оперные постановки. Мы реанимировали классические балеты, убрали некоторые спектакли не очень высокого качества и обновили репертуар. В первую очередь мы добавили классику: люди любят «Лебединое озеро» и «Баядерку» и с удовольствием идут на эти балеты.

– Вы считаете себя новатором или консерватором?

– Ни тем и ни другим. Я стараюсь продолжать классические традиции, то, что делал Григорович, и до него Лавровский. Но там, где это не вредит постановке – я добавляю свои идеи. У нас шел Щелкунчик с моей собственной хореографией, мы сильно изменили «Пахиту», сделав новое либретто и добавив новую картину. «Баядерку», с которой мы приедем в Израиль, я сократил до двух актов, потому что время не стоит на месте, и при современном ритме жизни выдержать три акта достаточно сложно. Мы убрали повторы и проходные сцены, и спектакль стал намного динамичнее. Мы делаем все, чтобы зритель получил удовольствие от красивых костюмов и декораций, а спектакль был ярким и понятным.

-Вы поддерживаете отношения с Большим Театром? В «Баядерке» у вас Анна Никулина и Владислав Лантратов – звезды Большого…

– У Челябинского театра есть договор о сотрудничестве с Большим, так что если нам что-то нужно – мы всегда можем к ним обратиться. В октябре Большой Театр приезжает к нам на гастроли с оперой «Богема», летом 2019 года мы поедем с тремя спектаклями в Москву. Так что Большой Театр нам очень помогает и выделяет нам артистов для гастролей, если есть такая необходимость. Часто я сам приглашаю ребят, поскольку близко знаком и с ведущими танцорами, и с солистами.

– А собственные челябинские звезды у вас есть?

– Конечно. Вот недавно одна наша девочка ездила на конкурс «Арабеск» в Пермь, получила там вторую премию по старшей категории. Мы стараемся набирать таких молодых исполнителей, кто и по форме, и по качеству соответствует своей профессии, и кропотливо работаем, оттачивая их мастерство. И с каждым годом получаем все больше положительных отзывов.

– Вы уже бывали в Израиле?

– Да. Два раза я приезжал с Большим театром, танцевал Альберта в «Жизели» и в балетах Григоровича. Мы выступали на открытой сцене в амфитеатре в Кейсарии. Очень впечатлило само место, где проходили бои гладиаторов со львами. Там витает дух совсем других времен. И при этом мы встретили столько знакомых лиц! Когда мы приехали, то обнаружили, что половина оркестра – вообще наши ребята, оркестранты Большого Театра. И зрители принимали нас очень тепло. Ну и, конечно же, еда. В Израиле все очень вкусно!

– Вы же, как балетный человек, должны не так много есть?

– Знаете, когда я танцую Спартака, то за три часа теряю как минимум три килограмма, а энергию надо восполнять. Когда много работаешь – много есть необходимо.

– Что бы вы хотели сказать израильским зрителям, которые скоро увидят вашу «Баядерку»?

– Это классика прошлого, живущая и сегодня. Времена меняются, а чувства, любовь и ревность остаются неизменными. В «Баядерке» очень красивая музыка Минкуса, и сам спектакль яркий, в нем много волшебства и страсти. Этот спектакль о чувствах – а значит, о нас с вами.

*****

Балет «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса – одна из жемчужин классического балета в хореографии Мариуса Петипа. «Баядерка» менее знакома поклонникам балета в Израиле, чем другие произведения Минкуса или постановки Петипа, хотя эта красивая история о несчастной любви стала одной из самых известных в русском балете и одним из высших достижений Петипа, одним из самых совершенных его балетов. Этот знаменитый классический балет – романтичная история любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, сложная хореография которого требует от исполнителей высшего технического и художественного мастерства.

Литературной основой либретто балета послужили сразу два произведения – драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка». На основе этих текстов балетмейстер русской императорской труппы Мариус Петипа и создал свою «Баядерку» на чарующую музыку Людвига Минкуса.
Первое представление «Баядерки» прошло в Мариинском театре в Петербурге в январе 1877 года и «Баядерка» наряду с «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и «Раймондой» вошла в число главных «императорских» балетов.

Источник: https://www.israelculture.info/yurij-klevcov-bayaderk/ 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!