Министерство культуры Челябинской области серый фонбелый фон
Касса работает
10:00 - 20:00 Перерыв
14:00 - 14:30
продажа и заказ билетов
8 (351) 263-87-63
8 (351) 263-99-82
64-й театральный сезон
Версия для слабовидящих Личный кабинет

Интервью с директором театра Владимиром Досаевым

Интервью с директором театра Владимиром Досаевым

Журналист – Наши встречи перед началом сезона уже становятся традиционными. Это дает возможность зрителям узнать все последние новости из первых уст. Поэтому и два первых традиционных вопроса - итоги прошлого сезона и планы на открывающийся юбилейный театральный сезон.

Владимир Досаев - Прошлый сезон был достаточно продуктивным и насыщенным. Давайте вспомним.
10 сентября 2014 года мы показали концертную версию оперы «Фауст».
16 ноября 2014 года состоялась премьера балета «Баядерка»
24 декабря 2014 года для юных зрителей была представлена сказка «Волшебник Изумрудного города»
27 февраля 2015 года были показаны две одноактные оперы «Моцарт и Сальери» и «Алеко».
И наконец, 25 июня 2015 года мы представили публике оперу «Жанна Д’Арк».

Ж. – Все премьеры пользовались большим успехом у публики. В концертной версии оперы «Фауст» зрителей порадовало не только качественное исполнение, но и сценическое движение хора, показана «Вальпургиева ночь», что нетрадиционно для концертного исполнения, яркое световое решение. Многие говорили, что это вполне самодостаточное действие и его можно оставить в таком виде. А каковы все же причины того, что мы сразу не увидели полноценный спектакль?

Д. - К сожалению, все банально просто. Отсутствие финансовых возможностей. Объемные, сложные по изготовлению декорации, большое количество костюмов требовали не только денег, но и времени. В тоже время артисты уже были готовы выйти на сцену, поэтому чтобы эта работа не пропала, мы приняли решение показать ее зрителям. И, считаю, что не ошиблись. Кстати, такая практика используется во многих музыкальных театрах.

Ж. – «Баядерка» очень красивый спектакль. Это уже третий спектакль, над которым совместно работали Юрий Клевцов и Дмитрий Чербаджи. Будет ли продолжено это сотрудничество в нашем театре?

Д. – Безусловно. Но только через сезон. Наименование обсуждается.

Ж. – Зрители, которые были на спектаклях «Волшебник Изумрудного города» в новогодние каникулы, были в восторге от сценического оформления, видеоряда, костюмов и работы актеров. Безусловно, это один из лучших детских спектаклей театра.

Д. - Бытует мнение, что детский спектакль можно сделать «малой кровью».
На самом деле это не так. Если в спектакле для взрослых, зрители могут простить какие-то недоработки и ошибки, то дети самая требовательная аудитория. Спектакль создавался в сотрудничестве режиссера Вадима Кейша и художников Елены и Антона Сластниковых. В спектакле задействовано три видеопроектора, использовались новые сценические материалы. Спектакль оставлен в репертуаре театра, так что приглашаем зрителей для семейного просмотра. Кстати, по многочисленным просьбам зрителей, мы стали ставить детские спектакли по воскресеньям в утреннее время.

Ж. - Неоднозначные отзывы остались от вечера одноактных опер. Если «Моцарт и Сольери» был принят очень тепло, то с «Алеко» этого не случилось.

Д. – Мы пытались с малыми финансовыми затратами добавить в репертуар два новых спектакля. И если с первым спектаклем это случилось, то «Алеко» не оправдал наши ожидания, поэтому мы решили снять его с проката – но временно. Весной следующего года мы выпустим новую версию спектакля. Вообще, мы считаем, что нужно быть честными со зрителем во всех отношениях. Поэтому, по итогам сезона, мы списали еще две оперы, которые по состоянию материальной базы уже не отвечают сегодняшним запросам публики. Это «Свадьба Фигаро» и «Любовный напиток». Главный вектор прошлого сезона, да и двух ближайших будет направлен на создание новых оперных спектаклей.

Ж. – Последняя премьера сезона «Жанна Д’Арк» (оригинальное название «Орлеанская дева») несмотря на минимализм в оформлении получилась очень цельным и зрелищным спектаклем, с великолепными актерскими работами, массой режиссерских находок, оригинальной видеопроекцией, необычной трактовкой балетных сцен, отсутствием статичности хора и т.д.
Насколько я знаю, эта опера достаточно редко идет в музыкальных театрах. Ставили специально под юбилей П.И.Чайковского?

Д. – Учитывали и это. Но главное, то что мы сейчас плодотворно работаем с молодым режиссером Екатериной Василевой, которая готова к любым экспериментам. Она согласилась на наши предложения, и я искренне рад, что мы не ошиблись с выбором. Пришлось много поработать над музыкальным материалом. Сейчас спектакль идет с партией написанной для голоса меццо-сопрано, но, как известно, у автора есть и вторая версия - для сопранового голоса. В этом сезоне мы услышим и ее.

Ж. – И что же нас ожидает в новом сезоне?

Д. - 9, 10 октября 2015 г состоится долгожданная премьера оперы «Фауст»
Напомню всю постановочную группу:
Режиссер - Екатерина Василева, г.Москва
Художник сценограф - Кирилл Пискунов, г. С.-Петербург
Художник по костюмам – Мария Чернышова, г.Москва
Балетмейстер-постановщик – Юрий Смекалов, г. С.-Петербург
О спектакле так много сказано, что повторяться уже не буду. Надеюсь,что «Фауст» станет главным культурным событием 2015 года в Челябинске.

К новогодней кампании будет подготовлен спектакль «Иван Царевич и Елена Премудрая»
Режиссер – Вадим Кейш
Художник по костюмам – Елена Сластникова

8, 9 апреля 2016 года состоится премьера оперы «Евгений Онегин»
Старый спектакль уже физически устарел и не соответствует ожиданиям зрителей. Новый спектакль будет очень стильным, с красивыми декорациями и костюмами, неожиданными сценографическими и световыми решениями. Спектакль будет делать международная постановочная компания.
Режиссер Михаил Знанецски (Польша)
Художник-сценограф Луиджи Скоглио (Италия)
Художник по свету Богумил Палевич (Польша)
Художник по костюмам – Елена Сластникова
Кандидатура балетмейстера–постановщика пока обсуждается.

В театре сейчас уникальная ситуация, когда на все партии есть солисты, которые подходят по возрасту героям, про которых писал А.С.Пушкин. Это еще один фактор, который мы учитывали при выборе названия новой постановки.

В мае 2016 г. состоится премьера балета «Пахита». В постановочную группу войдут:
Балетмейстеры-постановщики - Юрий Смекалов и Юрий Бурлака, г.Москва
Художник – сценограф - Альена Пикалова, г.Москва
Художник по костюмам - Елена Зайцева, г.Москва

Ж. – Что с фестивалем балета «В честь Екатерины Максимовой»?

Д. - В прошлом сезоне прошел VII фестиваль, в котором приняли участие балетные труппы из Йошкар-Олы и Самары. Спектакль «Корсар» был проведен совместно с оркестром нашего театра. В июне 2016 г. пройдет восьмой фестиваль, в котором мы не только продолжим практику приглашения других театров, но и добавим современную хореографию.

Ж. – Мне бы хотелось задать несколько неудобных вопросов. Ответите?

Д. – В крайнем случае, постараюсь.

Ж. - Расскажите, насколько это возможно, про финансирование театра. Насколько я знаю, ситуация довольно сложная. Бюджет практически отвернулся от театра?

Д. - Финансовая ситуация в стране не из легких. В Челябинской области - соответственно. Театр не может быть исключением. На сегодняшний день есть две главных проблемы. Это заработная плата и средства на постановочные расходы.
Бюджетный фонд заработной платы меньше на 10 млн.рублей, чем в прошлом году. Поэтому говорить о повышении не приходится, задача за счет собственных средств удержаться в уровне прошлого года.
Постановочные средства из бюджета упорно стремятся к нулю. В этом году в театре ходит горькая шутка, что их хватило только на пуанты.

Ж.- Артисты уходят?

Д. – Да. И я их понимаю. Особенно когда они уходят в федеральные театры. Но когда уходят в малые города, где заработная плата также выше – становится грустно. По некоторым позициям ситуация критическая. Например, на весь город остался один музыкант, играющий на гобое и шотландском рожке. Мы вполне серьезно рассматриваем возможность приобретения синтезатора, имитирующего звуки духовых инструментов.

Ж. – Да... В Академическом театре... И что же делать?

Д. – Оперную труппу подпитываем из стажерской группы, совместно с Южно–Уральским институтом искусств им. П. И. Чайковского растим балетную смену. Сейчас ведем переговоры с двумя творческими вузами о прохождении практики студентов в хоре театра. А с духовыми инструментами в городе просто катастрофа. По многим специальностям даже нет студентов.

Ж. – Три года назад Вы говорили, что в театре готов проект ремонта системы вентиляции и кондиционирования. Летом жарко, люди в обморок падают, зимой довольно прохладно. Что удалось сделать в этом направлении?

Д. – К сожалению, на это средств нет. Мы третий год продолжаем ремонт здания, которое мы вернули в «лоно» театра. Но закончить его в этом году также не удастся. Идут работы по прокладке коммунальных сетей, к концу года запустим репетиционный зал и склад для костюмов. Пока все. Из внебюджетных средств заменили часть труб холодного водоснабжения, установили систему сдерживания и топки снега на крыше, выходящей на ул. Цвиллинга. Приобрели светодиодные прожектора для дежурного освещения сцены, в театре появился гостевой номер для приезжающих специалистов.

Ж. – Что с заявленным Попечительским советом театра?

Д. – Надеюсь, что в сентябре удастся решить этот вопрос. Сейчас от театра уже ничего не зависит.

Ж. – Бюджет области кризисный, тем не менее, появляется профессиональный баскетбольный клуб, планируется строительство дворца для игровых видов спорта. В ближайшие годы достроят футбольную арену - значит, хотя бы в первую лигу - а это совершенно другие деньги! Значит, на профессиональный спорт деньги есть, а на профессиональную культуру - нет!

Д. - Без комментариев...

Ж. – Хорошо. Может быть расскажете читателям куда идут средства от продажи билетов?

Д. - Это заработная плата коллектива, постановочные расходы, заработная плата приглашенным специалистам, оплата авторских отчислений, оплата за распространение билетов, реклама, приобретение основных средств, текущий ремонт зданий, лампы для сценического оборудования, бензин, канцелярские расходы и т.д. и т.п.

Ж. – Я понимаю, что сценическое оборудование - свет, звук, механика едва ли не половина спектакля. Сейчас театр должен конкурировать с ТВ не только живым исполнением, но и визуальным рядом. Выделяются ли на это средства?

Д. – Все, что мы купили за последние пять лет – это средства из внебюджетных источников.

Ж. – Такое ощущение, что театр становится самоокупаемым.

Д. – Конечно нет. В мире нет ни одного театра оперы и балета, который бы существовал на заработанные деньги. Мы не исключение. Давайте закончим эту тему известным еще древним римлянам выражением – «Народу нужен хлеб и зрелища». Поэтому театр будет всегда, несмотря ни на что. Мы верим, что ситуация когда-то повернется и к нам лицом.

Ж. – Хорошо. Есть и другие сложные вопросы. Это аттестация артистов, прошедшая в театре. Что это - необходимость или расставание с неудобными людьми?

Д. – В прошлом сезоне мы провели аттестацию администрации театра, артистов оперы и балета. Данная норма заложена в Трудовом кодексе РФ. И если раньше она была больше декларативной, то теперь становится одним из механизмов выполнения перехода на новые условия взаимоотношений между работодателем и работником. К концу 2016 года все работники должны перейти на эффективный контракт, который будет отражать не только дисциплину, но и качество выполняемой работы. Директора учреждений культуры уже переведены на такой контракт. В комиссиях работали специалисты из разных городов – директор в состав комиссий не входил. Так что ничего личного. Да, не все артисты смогли подтвердить свой уровень. Кто-то ушел, у кого-то понижена категория, у кого-то повышена - нормальный и неизбежный процесс.

Ж. – Закончить хотелось бы высказыванием одного из зрителей в ответ на информацию о готовящейся премьере оперы «Фауст»: «Понятно, что глубочайшая провинция и чудес ждать не приходится, но во всяком случае стараются! И это достойно уважения!» Прокомментируете?

Д. – Спасибо за слова уважения, и за то, что зрители видят, что мы стараемся. А с провинцией дело такое – не важно, где живешь, главное как себя ощущаешь. Кстати, большинство великих произведений написано как раз не в столицах. Вспомните хотя бы Толстого, Пушкина, Лермонтова, Чехова и др. Ну, а если говорить о сравнении театров центральных городов и театров городов российской провинции, то шедевры и провалы бывают везде. Другой вопрос - это оборудование, объем постановочных средств, большее количество профессиональных исполнителей. Мы готовы на сегодняшний день выпускать качественную продукцию – вопрос лишь..., но не будем повторяться.

Ж.- Успехов Вам в новом сезоне.

Д. – Спасибо.

 
Информационные партнеры:
ОГУП "Областное телевидение" СТС-Челябинск Информационно-аналитическое агентство "Урал-пресс-информ" ГТРК "Южный Урал"
Партнеры:
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета Челябинский государственный Музей изобразительных искусств Челябинский государственный академический театр драмы им. Н. Орлова Нацпроект "Культура"