Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Дж. Верди «Реквием»

30 марта 2012

«В этой музыке постоянно присутствует человек со своими страхами, экстазами, мольбами и слезами, со своими душевными подъемами и тревожной тоской… Маэстро раскрывает перед нашим воображением ряд картин, столь различных по форме, с такими врезающимися ритмами и столь проникновенными мелодиями, что картины эти приводят на память драматическую кисть Тинторетто и порой заставляют вспомнить некоторые сильнейшие страницы дантовской «Божественной Комедии», а порой – «Страшного суда» Микеланджело».

«Реквием» действительно не похож на традиционную католическую заупокойную мессу. Это 7-частное, монументальное произведение соединяет высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью.

1. Requiem («Вечный покой») – эпический пролог к трагедии. Спокойное, умиротворенное звучание хора особенно подчеркивает трагический характер следующей части.

2. Dies irae – («День гнева») занимает центральное место во всем произведении. Здесь с наибольшей ясностью выявляется главная идея произведения – столкновение грозной, неумолимой силы – неба и страдающего человечества. Все эти эпизоды выписаны с театральной конкретностью и выпуклостью образов и чередуются с эпизодами лирически – скорбными, повествующими о страданиях, трепете и мольбах смятенного человечества. В этой части Верди «поражает силой, трагизмом, пафосом, мрачною, если можно так выразиться, запальчивостью манеры. Верди именно в этих кликах ужаса и смятения чувствует себя в своей родной стихии».

3. Offertorium («Приношение даров») – эта часть окрашена в призрачно-таинственный колорит и особенно в просветленном АДАЖИО с его изысканно-хрупкими звучаниями приводит на память «Ночь на берегу Нила» из 3-го действия «Аиды».

4. Sanctus («Святой») – эта часть вносит новый контраст: ликующая, полная света музыка двойной фуги, звучащая в исполнении двух хоров.

5. Agnus Dei («Агнец божий»)- одна из лучших, вдохновеннейших лирических страниц «Реквиема», отличается необычайной тонкостью и свежестью звучания.

6. Lux aeterna («Вечный свет») – здесь музыка продолжает пребывать в этой же сфере светлого, спокойного настроения, на изменчивых, зыбких гармониях композитор создает живописный эффект колеблющегося и разгорающегося вдали света.

7. Libera me («Освобождение, избавления меня») –является грандиозным по своим масштабам эпилогом «Реквиема». Проблема отношений между небом – судьбой – и человеком в «Реквиеме», так же как и в операх Верди, трактуется как трагический конфликт. Об этом говорит и «развязка» драмы. Вновь развертывается потрясающая картина страшного суда; вновь звучит сосредоточенный хор вступления. Но не мольбой о вечном покое заканчивает Верди произведение. «Реквием» завершает монументальная фуга “Libera me”.

В клерикальных кругах не одобрялся «светский» характер музыки «Реквиема». Недопустимым считалось и свободное обращение композитора с текстом церковной службы. Однако, после премьеры и исполнения «Реквиема» в восьми концертах, Верди был награжден орденом Почетного легиона. «Реквием », с тех пор, прочно вошел в мировой концертный репертуар.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/performances/gastrole/486/