Версия для слабовидящих

Владимир Досаев: «В театре есть примета, связанная с афишами – чтобы на премьере был полный аншлаг, афишу спектакля надо уронить на пол и немного потоптать ногами»

22 сентября 2014 / Алена Маркунина / Онлайн издание "Хорошие новости"

Об успехе концертной версии легендарного “Фауста”, закулисной жизни театра со своими острыми углами, молодых и талантливых актерских кадрах и даже об аномальных явлениях “Хорошим Новостям” рассказал директор Челябинского оперного. Владимир Досаев в своем большом интервью приоткрыл для «Хороших Новостей» занавесу ...

Об успехе концертной версии легендарного “Фауста”, закулисной жизни театра со своими острыми углами, молодых и талантливых актерских кадрах и даже об аномальных явлениях “Хорошим Новостям” рассказал директор Челябинского оперного.

Владимир Досаев в своем большом интервью приоткрыл для «Хороших Новостей» занавесу творческой “кухни” в начале нового 59-го сезона.

- Владимир Александрович, 59-й сезон театр оперы и балета открыл премьерой средневекового “Фауста”, но в формате эксперимента. Ожидания реакции зрителей были противоречивыми, ведь опера была подана в необычной форме, больше присущей западным постановкам. Расскажите, как всё прошло?

- На наш взгляд премьера прошла с большим успехом, зрители очень тепло приняли концертную версию спектакля. «Эксперимент», если можно так выразиться удался, и уже сейчас в театр поступает очень много звонков с положительными отзывами и вопросом, когда же «Фауст» будет вновь в афише театра. Так вот, пользуясь случаем, отвечаем – следующий спектакль состоится 2 ноября. Концертное исполнение – само по себе интересно, кроме того, такой подход помогает заинтересовать зрителя непосредственно самим музыкальным материалом, и уже зная перипетии сюжета, музыку, персонажей, зрителям будет проще воспринимать сценическую версию, премьера которой ожидается весной этого года. Но если быть точнее – это не совсем эксперимент, а достаточно распространенная практика. Так поступают, когда музыкальный материал уже готов и его надо закрепить, а декорации запаздывают или нет средств на сценическую редакцию. В нашем театре такое уже было.

- А в случае с «Фаустом» что стало причиной?

- Здесь две причины. Первоначально мы заявляли о постановке оперы Набукко, которую должна была делать постановочная группа из Польши. Но, в связи с известными событиями, постановку пришлось отменить. Пока пришли к другому решению, пока собрали постановочную группу, пока получили эскизы – время ушло. Ну и вторая причина более банальная – отсутствие денег. Тем не менее, в планах театра показать спектакль в полном объеме в марте-апреле следующего года.

- 2014 год объявлен Годом культуры. Чем он запомнится театру?

- К сожалению, сокращением финансирования по всем статьям, кроме заработной платы. (Она осталась на уровне конца прошлого года). Федеральные театры продолжают развиваться, а мы пытаемся удержаться на плаву. К примеру, средняя заработная плата в Екатеринбурге и Новосибирске в два раза выше, чем у нас (федеральные театры). Вот, к примеру: Новосибирск выпускает балет «Щелкунчик», стоимостью в 11 раз дороже, чем мы. Про Большой и Мариинский я просто не говорю. Однако есть и другие примеры. В Перми (областной театр) бюджет на постановки новых спектаклей в этом году больше нашего почти в 18 раз. Примеры можно продолжить.

- Эти факты, конечно же, не радуют. В чем причины плохого финансирования и как же быть?

- Что касается Года культуры, то мне кажется, что деньги выделяемые правительством должны распределяться субсидиями по территориям. Тогда они дойдут до областных и муниципальных учреждений культуры. А разница в финансировании по территориям зависит в основном от расставленных приоритетов. Нельзя развивать одно направление социальной политики, забыв о другом. Нужна соразмерность финансовых вложений.

- Владимир Александрович, давайте о более позитивном. Что интересного запланировано в этом сезоне? Чем собираетесь радовать зрителя?

- Например, 16 ноября состоится премьера балета «Баядерка». Спектакль делают главный балетмейстер театра Юрий Клевцов и московский художник Дмитрий Чербаджи. Жители нашего города знают этот творческий тандем по двум масштабным спектаклям: «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». «Баядерка» это красочный, очень детализированный, массовый спектакль, который, мы надеемся, станет украшением нашей сцены. Далее, в декабре зрителя ждут две одноактных оперы, это «Алеко» на музыку Рахманинова и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. 25 декабря состоится премьера детского музыкального спектакля «Волшебник изумрудного города» в постановке Вадима Кейша. Много премьер будет, обещаем.

- Какой разнообразный репертуар. Расскажите, гастролирует ли наша труппа, можете похвастаться успехами челябинских артистов на чужих подмостках?

- В 2011 году у театра были большие гастроли в Таиланде, в 2012 году балет был на гастролях в Германии. Предложения поступают достаточно регулярно, но отсутствие финансов не позволяют их реализовывать. Сейчас, к примеру, «висят в воздухе» гастроли балета во Францию. В этом году сорвались и обменные гастроли с польским театром. Здесь, правда, другая причина.

- Каков штат нашего театра?

- Сейчас в театре работает 486 человек.

- Надо же, и ведь каждый спектакль на артистах прекрасные костюмы, а на сцене – декорации. Кто трудится над этим?

- В театре большой штат работников постановочных цехов. В него входят декоративный цех, в котором расписываются «задники» и декорации к спектаклям, поделочный цех, где изготавливают деревянные декорации и мебель для спектаклей, бутафорский цех, где производится реквизит для спектаклей: кубки, маски, веера, посуда и предметы быта. Существует 2 пошивочных цеха, есть цех росписи тканей, в котором костюмы приобретают законченный вид – весь декор, украшения, детали костюмов появляются именно там. Обувь для артистов так же шьется в театре. В общем, мы делаем почти все, за исключением металлических декораций, пуантов и пачек для балета – они заказываются в столице. Кстати, в прошлом сезоне в фойе театра состоялась выставка костюмов, оформленных Риммой Николаевной Кирилловой, посвященная ее юбилею. Эта экспозиция пользовалась большим успехом у зрителей.

- Как известно, пару лет назад, театр совместно с институтом музыки открыли хореографическое отделение. Как успехи у будущих артистов балета, они уже участвуют в постановках театра?

- Да, дети, обучающиеся на хореографическом отделении ЮУрГИИ, уже появляются в наших спектаклях. Например, большая группа учеников факультета выходит на сцену в балете «Спящая красавица». В ближайшее время мы увидим детей и в Баядерке.

- Кстати, про «дорогу – молодым». В начале сезона на службу был принят новый режиссер Олег Иванов, окончивший “Щуку”. Опыта работы в музыкальных театрах у него нет, неожиданное и рискованное решение. Почему он?

- Молодость, профессиональное образование, желание работать, ну и то, что он челябинец. Кстати, сейчас самые громкие премьеры в музыкальном театре выпускаются драматическими режиссерами. А в музыкальном плане поможет дирижер-постановщик. Мы дали ему шанс, а сумеет ли он им воспользоваться зависит только от него. Время покажет.

- Владимир Александрович, в здании театра продолжается ремонт. Что обновляется?

- В этом году мы отремонтировали зрительские ложи – подняли ступеньки и заменили полы. Раньше зрители со вторых рядов ничего не видели. Сейчас ситуация не стопроцентная, но уже лучше. Этот ремонт сделан за счет внебюджетных источников театра. Бюджетные средства вложены в продолжение ремонта дополнительного здания, где разместится репетиционный зал (артисты сейчас репетируют в фойе второго этажа), костюмерный склад и ряд служебных помещений. Будем надеяться, что в следующем году мы его запустим в эксплуатацию. У нас готова вся документация для реконструкции системы вентиляции, театру нужен ремонт зала, фасада, да много чего, ведь театр практически не ремонтировался с момента его строительства. Одни дерматиновые стулья на балконе чего стоят… А театр носит гордое звание Академический! Но не будем о грустном.

- Артисты – удивительные и интересные персонажи, у вас наверняка есть много интересных историй из разряда “закулисья”. Расскажите, что происходит там, за занавесом? Уверена, у вас есть свои легенды, а быть может, и “страшные” истории с местными приведениями и какими-нибудь аномальными явлениями…

- Действительно, в коллективе трудятся творческие и неординарные люди, наверное, сам театр других и не принимает. Журналисты очень любят спрашивать про театральные привидения, однако у нас за кулисами они не водятся. Хотя… Ходит легенда, что между нынешним камерным театром и нашим дополнительным корпусом (бывшее купеческое здание) существовал подземный проход. Вот и материал для любителей страшилок… А вот аномальные явления происходят. Как ответственное мероприятие, так обязательно в городских электросетях начинаются скачки напряжения.

- Что-то в этом есть. А как у вас в коллективе с театральными приметами, профессиональными традициями? Может быть, с ними история какая-то интересная связана, поделитесь?

- На самом деле приметы в театральном деле, конечно, существуют. Например, в Ленкоме считается хорошей приметой найти гвоздь на сцене, классика жанра – это «нельзя ронять листы с текстом». Говорят, у нас в театре есть примета, связанная с афишами – чтобы на премьере был полный аншлаг, афишу спектакля надо уронить на пол и немного потоптать ногами, как говорится, чтобы зритель пошел, но каких-то основополагающих суеверий, которые бы влияли на творческий процесс, нет.

- Владимир Александрович, говорят, что балет – это еще и закулисные интриги, «подлянки» вроде битых стекол в пуантах, жесткая конкуренция. У вас бывают такие случаи?

- Битые стекла в пуантах – это скорее миф. Я об этом не слышал. Определенная творческая ревность, конечно, существует, но многое зависит от самого артиста. Только ежедневные репетиции, постоянный нелегкий труд, уважение и любовь к своему делу, своей профессии, зрителю могут обеспечить успех каждому артисту в частности и всей труппе в целом.

- Кстати, о ценовой политике. От чего зависит стоимость билета на спектакль?

- Цены на билеты складываются из практики. Это и жанр спектакля, и учитывается день недели, когда идет спектакль, существуют премьерные цены, учитывается расположение места в зале и т. д. Существует и система скидок – для постоянных зрителей, для пенсионеров и студентов, для коллективных посещений.

- Скажите, есть ли какая-то статистика: как изменился интерес к опере и балету в сравнении с прошлыми годами?

- После провала 90 годов театры начинают возрождаться. И мы не исключение. Каждый год у нас увеличивается количество посетителей. Еще бы увеличить количество премьер – тенденция бы резко поменялась.

- В следующем сезоне театр отметит свое 60-летие, праздничная программа уже готовится?

-Да, мы начали эту работу. Но подробности будут только весной 2015 года. Обещаю, что программа будет интересной и разнообразной.

- Владимир Александрович, «Хорошие Новости» благодарят вас за интервью. Надеемся на свой оперный, что он преодолеет все проблемы.

- И вам спасибо, «Хорошие Новости»! Приходите в театр вместе со своими читателями!


Постоянная ссылка на материал:
http://hornews.ru/news/interview/vladimir_dosaev_v_teatre_est_primeta_svyazannaya_s_afishami__cht.html

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!