Опера—это всегда праздник

12 мая 2011 / ЛИДИЯ СТАРИКОВА / Южноуральская панорама

Народную артистку России, певицу Наталью Заварзину челябинцы знают, прежде всего, как ведущую солистку Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки, исполнительницу главных оперных и опереточных партий. Но не все знают, что Наталья Александровна, кроме этого, занимается педагогической деятельностью ...

Народную артистку России, певицу Наталью Заварзину челябинцы знают, прежде всего, как ведущую солистку Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки, исполнительницу главных оперных и опереточных партий.

Но не все знают, что Наталья Александровна, кроме этого, занимается педагогической деятельностью — она заведует кафедрой сольного пения в Южно-Уральском государственном институте искусств, а главное, — заведует оперной труппой в своем театре. Как удается певице совмещать эти три непростых ипостаси, какая из них главная, трудно представить. Но Наталья Заварзина вопросу не удивляется:

— В нашей профессии многое взаимосвязано. И если ты ее любишь, то все получается. Жаль только, что в сутках всего 24 часа. Конечно, для меня важна концертно-сценическая деятельность, однако и руководство оперной труппой, и преподавание не менее интересны. А главное из всего этого, конечно, театр оперы и балета, в котором я работаю достаточно давно.

— Наталья Александровна, что входит в ваши обязанности, как руководителя оперной труппы?

— От руководителя оперной труппы зависит, прежде всего, кадровый состав. Согласитесь, что успех любого оперного спектакля зависит, прежде всего, от «голосов», которыми располагает театр. В творческих коллективах существует закономерная особенность: здесь происходят постоянно изменения. Артисты часто меняют театры, кто-то «дорос» до столичных сцен, некоторые не устраивают театр, иногда все решает предложение решить квартирный вопрос в другом городе. Это обычная практика, поэтому необходим постоянный приток новых свежих молодых сил. Вот руководитель труппы и отслеживает кандидатуры: бывает на ярмарке вакансий, приглашает «прослушаться» солистов из других театров. Разумеется, вопрос приема на работу решает руководство театра, но поиск кандидатур — в компетенции руководителя оперной труппы, в обязанности которого входит также формирование составов, участие в репертуарной политике. Есть обыденные вещи, например, учет рабочего времени, вводы в новые партии. В общем, необходимо следить за всем, что происходит в труппе, решать многие элементарные вопросы.

— Наверное, это непросто: часто артисты, особенно талантливые, капризны…

— По крайней мере, эмоциональны, часто обидчивы. Вот есть единственные исполнители главных партий. Не отрицаю: ставить на кого-то спектакли надо. Ну, а вдруг заболеет, вдруг семейные обстоятельства — ведь артисты такие же люди. И получается, что один солист может поставить под угрозу целый спектакль.

— В каком состоянии сегодня оперная труппа? Как певица вы можете оценить ее профессионально и объективно?..

— И как певица, и как руководитель во мнении не расхожусь: сегодня у нас крепкая хорошая труппа. Во многом это объясняется и вливанием молодых сил, которые делают очень хорошие вводы, часто украшают спектакль. Вот недавно мы приняли в театр Наталью Старкову, — у нее колоратурное сопрано. Она дебютировала в «Травиате» и очень понравилась публике. Я рада, что в Челябинск снова возвращается солист Сергей Гордеев, — он лауреат международных конкурсов. Из Уфы приезжает Дмитрий Крыжский — челябинец, тоже начинал у нас в театре, у него красивый тенор. Из Екатеринбурга приехал бас — Александр Колесников. Многих удалось «приглядеть», когда я возглавляла государственную комиссию на выпуске в Уральской консерватории.

Вообще мы стараемся подпитываться собственными кадрами, ведь в Челябинске есть вузы, где профессионально готовят вокалистов. Следить за их судьбой, приучать к театру, приглашая для участия в спектаклях еще во времена студенчества — наша постоянная практика.

— А не сузите ли вы круг исполнителей, ориентируясь только на челябинцев?

— Такая опасность возможна. Я руковожу кафедрой сольного пения в институте музыки и знаю всех, кто учится. Ситуация такова: талантливые студенты есть. Но все же обладатели очень хороших голосов часто предпочитают поступать в столичные учебные заведения. Вот почему использовать только один резерв для пополнения труппы, думаю, неправильно. Да так вопрос и не стоит. Просто надо строже подходить к приему солистов из других городов. Поверьте, «залетных», которые, набрав репертуар, тут же направляют крылья в другую сторону, видно сразу. Свои же, выпестованные в родных стенах, как правило, любят и дорожат театром, в котором выросли, как артисты. Но, повторяю, — главное в театре — все же качество голосов, и география решает не все.

— Наталья Александровна, вот приходит после консерватории новоиспеченный артист. Он готов к выходу на сцену?

— Нет, конечно. В театре происходит главное — вхождение в труппу, работа с профессиональными режиссерами, дирижерами, оркестром. И в этот ответственный пе-риод новичкам нужна профессиональная помощь, поддержка. Конечно, важно «не навредить», почувствовать, какой голос у дебютанта, подобрать правильно репертуар, чтобы все шло по нарастающей. Если все происходит именно так, артист обязательно состоится.

— Труппа обновляется, как это сказывается на репертуаре?

— Хорошие голоса — это возможность новых постановок. Вот нашумевший «Лоэнгрин». Ведь сложнейшая опера состоялась только благодаря тому, что у театра нашлись достаточные творческие силы. Можно сколько угодно говорить о деньгах, об эконом-варианте постановки, о сценической версии, но главное — зрители имели возможность услышать качественное исполнение. Ведь отсутствие хороших голосов не спасут никакие, даже самые роскошные декорации.

Конечно, финансовые сложности остаются, средств на новые постановки по-прежнему мало. Но сейчас в театре думают о восстановлении старых и очень неплохих спектаклей, — сегодня их есть кому петь. Классику, как говорят, никто не отменял, особенно в оперном искусстве. Вот последний возобновленный спектакль «Князь Игорь». Очень хорошая постановка, артисты поют прекрасно. А главное, молодежь горит, все только и спрашивают: а что дальше учить? Какой спектакль следующий?!

— Что в перспективе?

— Сегодня в театре происходят перемены, с которыми коллектив связывает надежды на новые постановки, на организацию гастролей, возможность поездок артистов на фестивали, конкурсы. И, конечно, на внедрение новых форм работы со зрителем.

Этот сезон в театре юбилейный — 55-й. А любой юбилей — это не только подведение итогов, но шаг в будущее. Мне кажется, у коллектива театра есть все возможности развиваться, расти, чтобы стать для горожан настоящим праздником, храмом культуры, местом, куда хочется возвращаться.


Постоянная ссылка на статью:
http://www.up74.ru/rubricks/kultura/2011/maj-2011/operaehto-vsegda-prazdnik/

 
Информационные партнеры:
URAL1 Информационно-аналитическое агентство "Урал-пресс-информ"
 
Министерство культуры Челябинской области Культура и искусство Южного Урала
 
Нацпроект "Культура"
Портал Культура РФ