Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

«Мы должны быть фанатами своей профессии».

7 ноября 2017

Интервью с педагогом-репетитором по балету Натальей Выскубенко.

Училась на артистку балета, но в душе всегда была педагогом. В прошлом участница труппы Большого театра, а сейчас репетитор театра оперы и балета им. М. И. Глинки Наталья Выскубенко рассказала, почему не скучает по сцене и как добиться успеха в профессии.

Балерина, потом педагог. Вам легко дался этот переход? Оставить сцену Большого театра, наверное, не так просто.

- Тяга к преподаванию у меня возникла еще во время учебы в Киевском хореографическом училище. После трех лет обучения меня перевели в Московскую государственную академию хореографии. И так получилось, что я сразу заболела желтухой. С середины сентября до середины февраля я вообще не занималась. Но произошла довольно интересная история. Перед Новым годом я предложила девочкам сделать подарок нашему педагогу – подготовить концерт. Они согласились, но никто не знал вариаций! И тогда я взяла на себя важную миссию и каждую научила вариациям, которые я знала. А знала я их немало. Составила программу и тоже приняла участие в концерте. Это было таким ярким впечатлением! Я уже не говорю о том, что во время учебы я легко могла подсказать своей однокласснице, у которой не все получалось, что нужно делать.

В дальнейшем у меня даже был период, когда меня в буквальном смысле слова, разрывало на части. Потому что я и преподавала, и танцевала. Меня постоянно тянуло к профессии педагога. Большой импульс в этом плане мне дала мой наставник в Большом театре Римма Клавдиевна Карельская. Она позволила мне заменять ее на классе (прим. – урок хореографии).  Потом это все стало официально. Меня уже знали, что я даю классы. После этого я также давала мастер-классы в Михайловском театре, меня тогда еще попросили в тройке лебедей в «Лебедином озере» танцевать (смеется), весело было.

Еще до моего поступления в институт на педагогический факультет, моя первая ученица на тот момент взяла две медали на конкурсах. Меня при поступлении спросили: «А зачем вы тогда пришли обучаться? Вам уже пора выпускаться».

Может быть, сделать еще один шаг в карьере и стать балетмейстером?

Балетмейстером мне никогда не хотелось быть. Я давно поняла, что во мне этого нет. Я могу «почистить» материал, а придумать с нуля - нет. Мне этого и не хочется. Мне интересно, когда я вижу что-то уже готовое. Тут я начинаю украшать.

Выйти к зрителям снова совсем не хочется?

- Меня заполняет то, что я могу дать. Мне интереснее научить, раскрыть кого-то. Я абсолютно не скучаю по сцене! Я и строгий, и мягкий педагог одновременно. Потому что стараюсь вытащить из ученика максимально его возможностей именно в данный момент. Когда я веду репетиции, я не могу просто сидеть и говорить замечания. Педагог такой же участник репетиции, от него должна исходить энергетика. Поэтому, я часто показываю сама движения, чтобы ученик воспринимал замечания не только на слух, но и визуально. Профессия педагога ответственная, нервная, где-то философская. Мы должны видеть настроение человека, понимать его. Стараться сделать так, чтобы ученик чувствовал, что ты на него не наседаешь, а помогаешь ему. Но жесткость иногда нужна. Потому что мы люди, мы ленивые. Я стараюсь поделиться всем опытом, которым владею.

Работу с челябинской труппой вы начали еще в прошлом сезоне, когда просто приезжали с мастер-классами.

- Действительно, знакомство с труппой и ее возможностями было постепенным. Первый раз, когда я увидела артистов, впечатление было, что труппа слабовата. Это честно. Мы начали с классов. Потому что все, что мы делаем на классе, потом выливается в танце. На сцене мы уже добавляем жесты, мимику, но позиции рук и ног отрабатываются в хореографическом зале. Сейчас есть общая тенденция, что артисты из школы приходят недоученные. Мы вынуждены не только выстраивать им роль, но и доучивать. Причем, объяснять какие-то элементарные вещи. Когда я даю классы, я всех учу, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Конечно же, мы начали работу с репертуаром, сделали корректировку по исполнителям некоторых партий. Как выяснилось, не всем подходят те партии, что они танцуют. Это тоже имеет большое значение. Когда у человека нет прыжка, ему нельзя давать прыжковую партию. Хочу отметить, что сейчас у нас идет со всех сторон сплочение коллектива. Мы все идем к одному, дышим одним, работаем на качество. И это в первую очередь заслуга руководства, в нашем случае Юрия Викторовича Клевцова и Юрия Сергеевича Выскубенко (прим. – художественный руководитель балета и главный балетмейстер). Они все просчитывают, общаются с коллективом. Например, после спектакля идет небольшой разбор основных элементов, ошибок. Все педагоги театра понимают, к какой цели мы идем.

В этом сезоне состав челябинской труппы обновился… 

- Просматривать активно школы мы начали в конце прошлого сезона, кого-то взяли в труппу. Был интересный случай. Юрий Викторович Клевцов увидел девушка возле театра, она рассматривала афишу. Он смотрит, у нее ноги выворотно стоят. Подошел к ней и заговорил. Выяснилось, что девушка живет в Челябинске, выпускалась из Академии Русского балета имени Вагановой, работает в Санкт-Петербурге. Юрий Викторович пригласил ее на мой класс, ей очень понравилось. Теперь она у нас работает с прицелом на будущую солистку труппы. Это Инга Карпова.

Вы сказали, что нужно работать на качество, как воспитывали это в себе?

- Я постоянно ставила над собой эксперименты. Например, маленькая я не могла высоко держать ногу, у меня не получалось. Нога у меня поднималась и падала. Что я придумала? Я подняла ногу и попросила другую девочку встать с иголкой напротив, чтобы я не могла опустить ногу. И так я научилась держать ноги! Конечно, я несколько раз укололась, было больно, но потом, через день-два все получилось. А без этого не научишься! С проблемами нужно бороться. Если у тебя сегодня не получилось что-то, не нужно это откладывать на завтра. Нужно стараться, чтобы получилось именно сегодня. Тогда завтра у тебя будет все больше и больше.

Во время учебы у нас был какой-то фанатизм. Мы должны быть реально фанатами, непростыми людьми, в прямом смысле слова больными к нашей профессии! Мы должны жить своим делом. Этот фанатизм есть сейчас здесь в театре. Без этого никуда.

Наталья Выскубенко

Биография

Наталья родилась в 1976 году в Днепропетровске.

В 1986 году поступила в Киевское государственное хореографическое училище.

В 1989 году продолжила обучение в Московском академическом хореографическом училище при Большом театре и выпустилась в 1994 году в классе профессора С. Н. Головкиной.

С 1994 года работала в Большом театре России.

В 2013 году закончила Московский государственный институт танца по классу Б. Б. Акимова по специальности педагог-балетмейстер.

Наталья имеет опыт преподавания классического балетного урока в Большом театре, Михайловском театре и различных балетных компаниях. Как педагог вела мастер-классы классического танца и возобновляла классические балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот» в Англии, Испании, Италии, Канаде, Израиле, Филиппинах, Австралии.

Ученица Натальи получила Гран-при на Международном конкурсе артистов балета «Молодой балет мира» в Сочи в 2008 году, серебряную медаль на Московском международном конкурсе артистов балета в Большом театре в 2009 году, золотую медаль на Московском международном конкурсе артистов балета в Большом театре в 2013 году.

Как ассистент хореографа Наталья работала над выпуском балетов «Снегурочка», «Доктор Айболит» в Детском музыкальном театре им. Н. Сац в 2009 и 2010 гг.

В 2011 году стала ассистентом артистического директора международного балетного гала «Kremlin Gala. Ballet Stars of the XXI Century». В рамках этого проекта она работала с такими звездами балета как: Диана Вишнева, Фарух Рузиматов, Люсия Лакарра, Владимир Малахов, Светлана Лунькина, Наталья Осипова, Иван Васильев, Алина Кожокару, Йохан Кобборг, Даниил Симкин и др., а также с выдающимися хореографами Джоном Ноймайером, Эдуардом Локом, Полом Лайтфутом, Сол Леон и др.

В 2014 году как ассистент хореографа Людмилы Семеняки Наталья работала над выпуском балета «Жизель» в Неаполе. Ведущие партии в этом спектакле исполнили Светлана Захарова и Сергей Полунин.

С 2016 года являлась главным преподавателем театра «Moscow State Ballet».

В 2016 году стала ассистентом художественного  руководителя программы «Canada All Star Ballet Gala».

С 2017 года работает педагогом-репетитором Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки.

 

Репертуар:

1994 г. - Четыре сильфиды («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен).

2001 г. - Три лебедя, вальс («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского).

Гран па, вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича).

2002 г. - Придворные танцовщицы («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича).

2004 г. - Сольная партия в балете «Кончерто барокко» (на музыку И. С. Баха, хореография Дж. Баланчина).

Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта, хореография М. Лавровского).

2005 г. - Опара («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)

Польская невеста («Лебединое озеро»).

Действие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина).

2006 г. - Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича).

Рок («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина в постановке А. Алонсо).

Две виллисы («Жизель»).

2008 г. - Подруги Армиды («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) — была среди первых исполнителей этого балета.

2012 г. - боярыни («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича).

2013 г. - партия в балете «Весна священная» И. Стравинского (постановка Т. Багановой).

Участвовала в проекте Большого театра «Мастерская новой хореографии» (2004 г.), выступив в балете Не «Pas de Quatre» на музыку Ц. Пуни (хореография К. Симинова).

В качестве приглашенной балерины Наталья исполняла сольные и ведущие партии из балетов:

 «Лебединое озеро» - па де труа, Одетта, Одиллия;

«Спящая красавица»- фея Сирени, Аврора;

 «Жизель»- Мирта,  Жизель;

«Щелкунчик»- Мария;

«Пахита»- па де труа, вариации;

«Дон Кихот» - уличная танцовщица, повелительница дриад, Китри; «Золушка» - Золушка;

«Кармен»- Рок, Кармен.

 

Награды:

2000 г. - лауреат театральной премии «Сечеславна» (Украина).

2003 г. - первая премия и золотая медаль на Международном конкурсе артистов балета в Риети (Италия).

2004 г. - лауреат I Всероссийского конкурса артистов балета «Молодой балет мира» в Краснодаре.

 

Фото Андрея Голубева и из личного архива Натальи Выскубенко.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/events/2017/11/07/my-dolzhny-byt-fanatami-svoej-professii/