Версия для слабовидящих
Новости

Татьяна Предеина, балерина, народная артистка России: «Мир изменился кардинально, все заняты исключительно собой»

Прима челябинского балета Татьяна Предеина только что вернулась из Москвы, где она танцевала на исторической сцене Большого театра. Народный артист СССР Владимир Васильев пригласил ученицу своей жены Екатерины Максимовой принять участие в вечере памяти великой балерины. О том, как важно ...

Прима челябинского балета Татьяна Предеина только что вернулась из Москвы, где она танцевала на исторической сцене Большого театра. Народный артист СССР Владимир Васильев пригласил ученицу своей жены Екатерины Максимовой принять участие в вечере памяти великой балерины. О том, как важно помнить и любить, о предстоящем фестивале «В честь Екатерины Максимовой» в Челябинске, мы говорили с Татьяной Предеиной.

Чтобы помнили

– Татьяна, недавний спектакль «Анюта» в челябинском театре оперы и балета был также посвящен памяти Екатерины Максимовой?

– Да, в этом году Екатерине Сергеевне исполнилось бы 75 лет. Недавно в Москве на исторической сцене Большого театра состоялся вечер, посвященный памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой. Театр «Кремлевский балет», где Екатерина Сергеевна работала много лет, также посвятил ее памяти спектакль. Сделали это и мы.

Как известно, «Анюта» была поставлена Владимиром Васильевым для Екатерины Максимовой. В 1987 году спектакль был перенесен балетмейстером Акчуриным на нашу сцену. Моя премьера в партии Анюты состоялась в 1998 году. И готовила я ее с Екатериной Сергеевной в Большом театре. Свою премьеру не забуду никогда, ведь в зрительном зале находилась сама Екатерина Максимова, а Владимир Васильев исполнял в этом спектакле роль отца Анюты. Модеста Алексеевича танцевал солист Большого театра, заслуженный артист России Александр Петухов.

– Вы принимали участие в гала-концерте в Большом театре?

– В этом вечере принимали участие ученицы Екатерины Максимовой, в том числе и я. Для нас Владимир Васильев поставил «Вальс-фантазию» на музыку Михаила Глинки, который мы танцевали с премьером Большого театра Владиславом Лантратовым. Кроме звезд российского балета на вечер памяти Екатерины Максимовой были приглашены артисты из Испании, Израиля, Италии, Бразилии и танцовщики других стран. Много было гостей и много премьер. Я несколько раз летала на постановочные репетиции в Москву и с большой радостью репетировала. Рабочий график у меня был очень плотный, на это же самое время пришлась защита моей кандидатской диссертации.

– Можно поздравить?

– Да, все прошло хорошо. Владимир Васильев был на защите. Поддержал меня.

– Танцевать на сцене Большого театра – мечта многих выдающихся артистов. Что испытывали вы, выступая на его исторической сцене?

– Я вообще натура очень нервная, волнуюсь всегда – перед каждым спектаклем, даже если выхожу на сцену каждый день. И надо сказать, очень люблю это волнение, оно мне нравится. Но в этот вечер, я, конечно же, испытала просто-таки непередаваемые ощущения от самого факта выступления на исторической сцене Большого театра! Меня переполняли разные чувства и эмоции: уже к привычным, хорошо знакомым мне ощущениям, добавлялись новые незнакомые оттенки какой-то необычайной ответственности и счастья. Вечер был особенным, посвященным моему любимому педагогу и любимой балерине; и я станцевала на легендарной сцене Большого театра, как в свое время того хотела Екатерина Сергеевна… Волновало в этот вечер и то, что со мной работали парикмахер и костюмер, которые в свое время причесывали и одевали Екатерину Сергеевну. Я не могла не думать о том, что когда-то руки этих женщин касались великой балерины.

– В Большом в тот вечер собрались все те, кто хорошо знал Екатерину Максимову?

– Думаю, ее помнит весь балетный мир. На вечере памяти Екатерины Максимовой собралось множество ее учеников, поклонников и хореографов. Я пообщалась с итальянской балериной Аллесандрой Капоцци, которая хорошо знала Екатерину Максимову и танцевала с Владимиром Васильевым. Она подошла ко мне со словами: «Вы так похожи на Катю, только вы – блондинка».

Важные встречи

– Какое впечатление произвел на вас сам театр?

– Очень красивый, очень ухоженный. То, как там работает персонал, должно служить примером для всех остальных российских театров. Важно, что в Большом театре все сделано не только для комфорта зрителей, но и для закулисного быта артистов.

– Не впервые вы посвящаете памяти Екатерины Максимовой спектакли и фестивали в Челябинске. Насколько важно, чтобы артистов помнили? Ведь не секрет, что мы сами себя часто называем иванами, родства не помнящими.

– Для любого человека важно помнить и ценить. Помнить своих учителей. Помнить любимых артистов. Ведь эти люди подарили миру столько прекрасных мгновений, не жалея ни сил, ни здоровья своего. И чем дольше мы храним память о них, тем человечнее мы становимся. Особенно сегодня, когда мир изменился кардинально, – все заняты исключительно собой, своим благосостоянием. Какой-то всеобщий комплекс эгоизма. Душевность и духовность уходят на второй план. И от этого мы многое теряем…

– Принято ли решение о проведении в Челябинске фестиваля «В честь Екатерины Максимовой»?

– Я видела решение правительства области, на проведение фестиваля выделены средства. И я очень надеюсь, что в этом году фестиваль состоится. Скорее всего, это будет в мае 2014 года. Уже подтвердила свое согласие на участие в фестивале балетная труппа Екатеринбургского оперного театра. Сейчас директор нашего театра Владимир Досаев ведет переговоры с Башкирским театром оперы и балета, и получено предварительное согласие. Ведем также переговоры с ведущими артистами российских театров, которые по уже сложившейся традиции во время фестиваля танцуют в спектаклях нашего репертуара. При жизни Екатерины Сергеевны в фестивале в ее честь, как вы помните, принимали участие ее ученики, которые танцевали вместе с нашей труппой.

– Владимир Васильев приедет на наш фестиваль?

– Это станет известно ближе к фестивалю. Надеюсь, что Владимир Викторович приедет в Челябинск на открытие фестиваля либо на его закрытие.

– Как-то вы сказали, что не способны бороться на баррикадах. Но за фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» вы с упорством сражаетесь уже несколько лет.

– На этой баррикаде я готова стоять столько, сколько понадобится. Екатерина Максимова – символ целой эпохи в русском балете. И это просто счастье, что такая звездная пара, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, часто бывали в Челябинске, любили здесь танцевать. Не случайно зрительский интерес к этому фестивалю в городе огромен. Фестивали – это вообще очень важная страница культуры любого города. Посмотрите, какие мощные фестивали проводятся в Перми, Уфе, Сыктывкаре, Якутске. В Казани фестивалю имени Рудольфа Нуриева уже больше 25 лет.

А наш фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» уникален тем, что мы начали проводить его при жизни Екатерины Сергеевны. И она приезжала на свой фестиваль с огромной радостью, очень дорожила этим фестивалем, для нее он был важен.

– Вспоминаю эпизод: я пришла на интервью к Екатерине Сергеевне и в это же время одна из ее почитательниц подошла сказать спасибо и принесла маленький чудесный букет фиалок. Женщина стала говорить слова благодарности балерине и заплакала, Максимова в ответ тоже заплакала. Да, для нее эти встречи были очень важны.

– Она была очень чувствительным человеком, это правда. Я постоянно возвращаюсь мысленно к временам нашей совместной работы, вспоминаю ее советы, думаю: как бы она поступила в том или ином случае? Екатерина Сергеевна была не только великой балериной, но и очень мудрым педагогом и замечательным человеком. С ней можно было обо всем поговорить, посоветоваться, прийти с любым вопросом. И всегда ее советы оказывались единственно верными. Я на практике убеждалась постоянно: если следовать ее совету, все сложится, как надо. Ее слова помогали навести в голове полный порядок, все сразу становилось на свои места.

– Екатерина Максимова и Владимир Васильев всегда отличались отсутствием снобизма, каких-либо симптомов звездной болезни. В чем здесь секрет?

– Да, это было видно во всем: в том, как они проводили репетиции, как общались с артистами. И сегодня Владимир Викторович искренен, открыт. Общаться с такими людьми – огромное удовольствие. Недаром говорят, чем талантливее человек, тем он проще в общении, в нем есть естественная открытость, он всегда готов поделиться опытом и знаниями.

Забытый список

– Балет «Анюта» уже 25 лет в репертуаре челябинского театра, и зрительный зал всегда полон. Чем вы это объясняете?

– Он понятен публике. Балет поставлен по рассказу Чехова «Анна на шее», а этого писателя заслуженно называют знатоком человеческих душ. И Владимир Васильев поставил исключительно чеховский спектакль. Аншлаг говорит о том, что зрителю нужны такие спектакли. В последнее время вообще волна по России прошла – многие театры поставили «Анюту» на своей сцене, поэтому мне грустно, что наш спектакль находится сегодня в ветхом состоянии – не в исполнительском плане, сильно износились костюмы и декорации.

– Помнится, в свой последний приезд в Челябинск Владимир Васильев говорил об этом с дирекцией театра?

– Да, потому что уже тогда декорации и костюмы крайне нуждались в обновлении. Владимир Викторович даже составил список, что необходимо обновить в первую очередь. Дирекция с его мнением согласилась. Но тогда ничего не было сделано, а потом руководство театра сменилось. И этот список был забыт. В Москве я встретилась с главным балетмейстером Воронежского театра Андреем Меланьиным, который рассказал, что у них «Анюта» выглядит чудесно. Я порадовалась за воронежцев.

– Обидно такой спектакль танцевать в «лохмотьях»?

– Конечно, обидно.

– А сама партия Анюты для вас всегда остается новой?

– Как и любая другая. Иначе ты просто плохой артист. Сколько бы ни работал над партией, ты всегда в процессе размышлений и открытий, хотя сам танец, замысел постановщика остаются в неприкосновенности.

– Приходится ли спорить по поводу вот этой «неприкосновенности» замысла постановщика?

– При работе с современными хореографами можно и поспорить, что-то уточнить, предложить что-то свое. Здесь есть сотворчество. И это всегда очень интересно. А вот классическое наследие балетного театра, конечно же, надо сохранять. И у нас в стране есть прекрасные специалисты, которые помогают это делать.

– Часто ли сегодня ставятся балеты по литературным произведениям?

– Конечно. И в советское время такие постановки были популярны, был даже балет по пьесе Всеволода Вишневского «Комиссар». Не говоря уже о пьесах Шекспира. А сколько балетов поставлено по произведениям Пушкина! И сейчас, например, Джон Ноймайер ставит в Большом театре «Даму с камелиями» Дюма.

– Скажите, а ваш фестиваль «Татьяна Предеина приглашает…» мы увидим в афише театра?

– Пока не знаю. Но это меня волнует меньше, чем фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Такие уникальные традиции нельзя терять. Нужно помнить людей, которые делали и делают славу России – я такие слова громкими не считаю. В успешных странах понимают, что экономика развивается там, где развиваются наука и культура.

Светлана СИМАКОВА, специально для Cheldiplom.ru
Фото А. СОКОЛОВА, А. ГОЛУБЕВА, Е. ФЕТИСОВА

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!